«Всем привет!
Восстановление горельефа “Благодарность народа вождю-полководцу” на Таганке – событие, которое успело превратиться в горячую тему ещё до того, как его пластиковая копия заняла своё место в переходе между кольцевой и радиальной станциями. 
Поднялся шум: возвращается ли фигура Сталина в метро? Это что, возрождение культа личности? Очередная волна исторического ревизионизма?
В центре внимания – образ Иосифа Сталина. Но за этим образом не видно самого главного: перед нами вовсе не реконструкция. 
Это фейк. Подделка – и не только в материале, но и в смысле. Псевдовозвращение, выстроенное на одной-единственной фотографии из собрания Государственного музея архитектуры имени Щусева. 
Отпечаток с неё – подарок, который я когда-то получила от коллег в день рождения (я родилась и выросла на Таганке), он до сих пор висит у меня в рабочем кабинете. И с тех пор регулярно становится поводом для обвинений в преклонении перед фигурой Вождя.
Но давайте говорить честно: если бы речь шла о настоящей реконструкции, всё выглядело бы иначе. 
Настоящее восстановление потребовало бы участия скульпторов, формовщиков, технологии работы с фарфором, поездки в Гжель или Дулёво, обжига, глазури. 
То, что было создано в 1950-е, – это не просто советское искусство, это фарфоровая скульптура, так называемое “бельё”, эстетически и технически сложная работа. 
А то, что сегодня вмонтировано в метро – это халтурно сделанная на 3D-принтере пластиковая болванка, грубо покрашенная под глазурованный фарфор. 
Это не искусство. Это не реконструкция. Это пиар. Примитивная попытка поймать волну “патриотического хайпа” к очередной дате. 
Ни один серьёзный специалист не станет это поддерживать.
И пока фигура Сталина в дешёвой имитации собирает лайки и дискуссии, подлинные артефакты советской эпохи исчезают у нас на глазах. 
Посмотрите на статуи станции “Площадь Революции”: у бронзовых собак стёрты носы, уходит патина, разрушается материал. Это настоящая утрата. 
Но московский метрополитен этим заниматься не хочет – от носа собаки не будет новостного шума.
Я хорошо помню, как в бытность директором Музея архитектуры мы несколько обращались в метрополитен с просьбой заняться вопросами сохранности элементов декора станций и павильонов.   
Нам было понятно, что утраты неизбежны. 
Ответа не последовало. Потому что настоящая реставрация не приносит дешёвой славы. А вот пластиковый “Сталин” – приносит.
Печально, что столь сложная и противоречивая историческая фигура используется как рекламный жупел. И вдвойне обидно, что её подменяют подделкой, даже не идейной, а технологической. 
Всё это говорит о нашем отношении к собственному прошлому: поверхностном, шумном, безответственном». 
Елизавета Лихачёва
Сталин.jpg
Да достаточно на позу и руки посмотреть.
До уровня "
джамшут-реставрации" это убожество, конечно, ещё не дотягивает, но стремится.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.