Приведу отрывок из книги С.Г.Кара-Мурзы "Потерянный разум", поскольку он затрагивает вопросы, напрямую касающиеся образования и воспитания рационального мышления у наших детей.
============================================
Глава 24. Угасание рациональности: имитация
...Смена уклада, организации и типа программ в действительности скрывают фундаментальное, качественное изменение типа образования - подобное тому, что претерпела европейская средняя школа в период буржуазных революций. Тогда новое общество унаследовало от традиционной европейской культуры школу «университетского» типа, которая давала целостное представление о мире.
Буржуазное общество, в отличие от сословных обществ, породило совершенно новый тип культуры - мозаичный. Если раньше, в эпоху гуманитарной культуры, свод знаний и идей представлял собой упорядоченное, иерархически построенное целое, обладающее «скелетом» основных предметов, главных тем и «вечных вопросов», то теперь, в современном обществе, культура рассыпалась на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий.
Гуманитарная культура передавалась из поколения в поколения через механизмы, генетической матрицей которых был университет. Он давал целостное представление об универсуме - Вселенной, независимо от того, в каком объеме и на каком уровне давались эти знания. Скелетом такой культуры были дисциплины (от латинского слова, которое означает и ученье, и розги).
Напротив, мозаичная культура воспринимается человеком в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений. В своем кратком изложении сущности мозаичной культуры известный специалист по СМИ А.Моль объясняет, что в этой культуре «знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования». Мозаичная культура и сконструированная для ее воспроизводства новая школа («фабрика субъектов») произвели нового человека - «человека массы». Это полуобразованный человек, наполненный сведениями, нужными для выполнения контpолиpуемых опеpаций. Человек самодовольный, считающий себя обpазованным, но обpазованным именно чтобы быть винтиком - «специалист».
О нем с пессимизмом писал философ Ортега-и-Гассет в известном эссе «Восстание масс»: «Специалист» служит нам как яpкий, конкpетный пpимеp «нового человека» и позволяет нам pазглядеть весь pадикализм его новизны... Его нельзя назвать обpазованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все таки «человек науки» и знает в совеpшенстве свой кpохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его «ученым невеждой», и это очень сеpьезно, это значит, что во всех вопpосах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с автоpитетом и амбицией, пpисущими знатоку и специалисту... Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопpосах - в политике, в искусстве, в pелигии - наши «люди науки», а за ними вpачи, инженеpы, экономисты, учителя... Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непpизнание автоpитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было - типичные чеpты человека массы - достигают апогея именно у этих довольно квалифициpованных людей. Как pаз эти люди символизиpуют и в значительной степени осуществляют совpеменное господство масс, а их ваpваpство - непосpедственная пpичина демоpализации Евpопы».
Чем отличается выросшая из богословия «университетская» школа от школы «мозаичной культуры»? Тем, что она на каждом своем уровне стремится дать целостный свод принципов бытия. Спор об этом типе школы, которая ориентировалась на фундаментальные дисциплины, идет давно. Нам много приходилось слышать попреков в адрес советской школы, которая была построена по такому типу - за то, что она дает «бесполезное в реальной жизни знание». Эти попреки - часть общемировой кампании, направленной на сокращение числа детей, воспитываемых в лоне «университетской культуры».
Французские авторы, социологи образования пишут: «В то вpемя как в «полной средней» школе естественные науки излагаются систематически и абстpактно, в соответствии с научной классификацией минеpального, pастительного и животного миpа, помещая каждый объект в соответствующую нишу, в сети «неполной практической» школы естественные науки излагаются с помощью эмпиpического наблюдения за непосpедственной окpужающей сpедой. Систематизация здесь даже pассматpивается как нежелательный и опасный подход. Как сказано в инстpукции Министерства, «учитель должен стаpаться отвлечь учащихся от систематического наблюдения. Вместо статического и фpагментаpного метода изучения пpиpоды, pазделенной на дисциплинаpные сpезы, пpедпочтителен эволюционный метод изучения живого существа или пpиpодной сpеды в их постоянной изменчивости»... Это псевдоконкpетное пpеподавание позволяет, измышляя тему, устpанять баpьеpы, котоpые в «полной средней» школе pазделяют дисциплины. Тем самым обучению пpидается видимость единства, игpающая кpайне негативную pоль. В одном классе «полусредней практической» школы целый месяц пpоходили лошадь: ее биологию, наблюдения в натуpе с посещением конюшни, на уpоке лепки и pисования, воспевая ее в диктанте и сочинении».
В начале 90-х годов я был в Испании, где в это время проводилась реформа школы - страна переходила к европейским стандартам. Один философ, с которым мы были знакомы заочно, по публикациям, стал крупным чиновником ЕЭС по вопросам образования, он проводил в Испании совещание по этой реформе и пригласил меня - авторитет советского образования был тогда высок, и они хотели послушать кого-нибудь из СССР.
То, что я услышал, было прекрасной иллюстрацией для книги французских социологов - массовой школе Испании было рекомендовано перейти от дисциплинарного типа образования к «модульному». Какие-то фирмы уже разработали к тому времени 18 модулей, которые переводились на европейские языки и включались в программы. Речь на совещании шла о модулях, уже переведенных на испанский язык. Мне, еще «на новенького», все это показалось театром абсурда, просто сознательной ликвидацией нормального среднего образования. Уже не было физики, химии, географии, а был, например, модуль под названием «Вода и водная проблема в Кении». В нем вскользь давались кое-какие сведения о воде - а потом просто идиотская проблема «воды в Кении». Почему, кстати, испанские подростки должны обсуждать проблемы неизвестной им Кении, когда в самой Испании всегда стояла и сегодня стоит жгучая проблема с водой? Но главное, конечно, это сам отказ от дисциплинарного («университетского») строения всей картины мира.
Теперь систему образования, основанную на мозаичной культуре, на Западе распространяют и на университет. Даже Ю.Афанасьев, перестройщик каких мало, отзывается об этом процессе как-то неуверенно. Он говорит формальные вещи, но за ними слышны принципиальные сомнения, которые он, как почетный антисоветчик, стесняется высказать открыто. Он говорит в интервью: «Дело в том, что болонская модель, кроме двухуровневой структуры высшего образования предполагает две базовые вещи: модульный подход и кредиты. Модульная система означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных традиционных формах».
К чему лукавить, «архаичные традиционные формы» присущи университетской культуре, модульный подход - мозаичной культуре. Для России переход к болонской модели означает прерывание всей ее исторической культурной траектории. Дрогнула рука сделать еще и этот контрольный выстрел?
Так и продолжает Ю.Афанасьев скользить по вопросу: «Если вдуматься, переход на модульный принцип организации учебного процесса оказывается невозможен, так как он противоречит стандартам, утвержденным в России. Российские стандарты составлены попредметно. И здесь прежде всего потребуется перекройка всей системы довузовского образования, что вообще выпускается из виду. Пути решения, направления стыковки здесь не найдены. И следом возникает другая серьезная проблема - социальная, кадровая, если хотите... Примерно на одну треть придется сокращать состав преподавателей, а это, согласитесь, для всех непростая и крайне болезненная операция».
Мол, если уж убиваете, то не так болезненно. Хоть морфию дайте... Но зря думает Ю.Афанасьев, что «перекройку довузовского образования выпустили из виду». Не выпустили, а как раз и ведут, не мытьем так катаньем - никуда М.Филиппов не делся и своей работы не прекратил.
И на фоне всей этой суеты с «интеграцией в образовательное пространство Европы» звучат успокаивающие слова Послания В.В.Путина Федеральному собранию РФ 2004 г.: «Хочу подчеркнуть: российское образование – по своей фундаментальности – занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима».
Угасание рациональности
Родительские проблемы, роды, кормление, уход, врачи, воспитание, обучение...
Сообщение
Автор
BadBlock
Вернуться в «Родительский форум»
Перейти
- Основные
- ↳ Общий форум
- ↳ Автофорум
- ↳ 4x4
- ↳ Дороги и маршруты
- ↳ Клубы
- ↳ Поиск товаров и услуг
- ↳ Бизнес-форум
- ↳ Дамский клуб
- ↳ Кинофорум
- ↳ Компьютерный форум
- ↳ Медицинский центр "Академия здоровья"
- ↳ Медицинский форум
- ↳ Мобильная связь
- ↳ Огородный форум
- ↳ Отдых и путешествия
- ↳ Ремонтно-строительный форум
- ↳ Родительский форум
- ↳ Отзывы и информация по садикам и яслям
- ↳ Отзывы и информация по школам
- ↳ РФЯЦ-ВНИИЭФ
- ↳ Спортивный форум
- ↳ Велоклуб
- ↳ Пейнтбол
- ↳ Парашютизм
- Увлечения и хобби
- ↳ Домашние животные
- ↳ Игровой форум
- ↳ Комнатные растения
- ↳ Охота
- ↳ Рыбалка
- ↳ Фотофорум
- Барахолка
- ↳ Автобарахолка
- ↳ Продам: отечественные авто
- ↳ Продам: иномарки
- ↳ Продам: газели, грузовики, (микро)автобусы, тракторы, прицепы и т.п.
- ↳ Продам: автоакустика
- ↳ Продам: масла и масляные фильтры
- ↳ Продам: фары
- ↳ Продам: шины и диски
- ↳ Продам: прочие запчасти и принадлежности
- ↳ Куплю ТС
- ↳ Куплю: шины, запчасти, принадлежности
- ↳ Мотоциклы, мопеды и принадлежности
- ↳ Гаражи
- ↳ Аксессуары и украшения
- ↳ Аксессуары
- ↳ Ювелирные украшения и бижутерия
- ↳ Бытовая техника (кухня, прачечная, уборка, обогрев)
- ↳ Бытовая электроника
- ↳ Игровые приставки и игры
- ↳ Компьютерная техника, комплектующие и софт
- ↳ Мобильные телефоны и смартфоны
- ↳ Планшеты и электронные книги
- ↳ Сеть и интернет
- ↳ ТВ, видео и аудио
- ↳ Фото и видеокамеры
- ↳ Электронные сигареты
- ↳ Прочая электроника
- ↳ Детям
- ↳ Автокресла
- ↳ Детская обувь
- ↳ Детские спорттовары
- ↳ Для беременных и кормящих
- ↳ Для чтения и занятий
- ↳ Коляски и санки
- ↳ Игрушки
- ↳ Кружки, секции для детей
- ↳ Одежда для девочек
- ↳ Одежда для мальчиков
- ↳ Одежда унисекс
- ↳ Прочее для детей
- ↳ Домашняя утварь
- ↳ Животноводство и пчеловодство
- ↳ Животные и растения
- ↳ Кошки
- ↳ Собаки
- ↳ Прочие животные
- ↳ Рыбки и аквариумы
- ↳ Предметы для животных
- ↳ Комнатные растения
- ↳ Вязка и другие услуги
- ↳ Потеряшки
- ↳ Книги, журналы, газеты
- ↳ Коллекционирование
- ↳ Красота, уход, здоровье
- ↳ Косметика и парфюмерия
- ↳ Персональные электроприборы
- ↳ Прочие предметы
- ↳ Мебель
- ↳ Музыкальные инструменты
- ↳ Недвижимость
- ↳ Коммерческая недвижимость
- ↳ Продам: 1-комнатные квартиры
- ↳ Продам: 2-комнатные квартиры
- ↳ Продам: 3-комнатные квартиры и более
- ↳ Продам: комнаты и доли в квартирах
- ↳ Продам: дома и земельные участки
- ↳ Продам, сдам: огороды в садоводческих обществах
- ↳ Куплю: жилье и земля
- ↳ Куплю, сниму: огороды в садоводческих обществах
- ↳ Меняю
- ↳ Сдаю: комнаты и 1-комнатные квартиры
- ↳ Сдаю: 2-комнатные квартиры и более
- ↳ Сниму: комнаты и 1-комнатные квартиры
- ↳ Сниму: 2-комнатные квартиры и более
- ↳ Одежда и обувь
- ↳ Обувь женская
- ↳ Обувь мужская
- ↳ Одежда женская
- ↳ Одежда мужская
- ↳ Спецодежда и обувь
- ↳ Огородные принадлежности
- ↳ Оружие, охота, рыбалка, туризм
- ↳ Сантехника
- ↳ Свадебное
- ↳ Спортивные товары
- ↳ Стройматериалы, оборудование, ремонт
- ↳ Продукты питания
- ↳ Куплю, продам, меняю - прочее
- ↳ Работа
- ↳ Вакансии
- ↳ Ищу работу
- ↳ Ручная работа
- ↳ Услуги
- ↳ Автоуслуги
- ↳ Благоустройство
- ↳ Грузовые перевозки, грузчики
- ↳ Компьютерные услуги
- ↳ Красота и здоровье
- ↳ Мебель
- ↳ Няни, сиделки, помощь по дому
- ↳ Обучение, репетиторство
- ↳ Одежда/обувь
- ↳ Организация праздников
- ↳ Пассажирские перевозки
- ↳ Ремонт бытовой и компьютерной техники
- ↳ Прописка
- ↳ Сад и огород
- ↳ Свадебные услуги
- ↳ Спорт и физкультура
- ↳ Стройка/ремонт/сантехники/электрики
- ↳ Туризм
- ↳ Фото- и видеоуслуги
- ↳ Прочие услуги
- ↳ Запрос услуг
- ↳ Попутчики
- ↳ Возьму попутчиков
- ↳ Стану попутчиком
- ↳ Возьму груз
- ↳ Нужно довезти груз
- ↳ Утеряно, найдено, сообщения
- ↳ Предпринимательство
- ↳ Реклама
- ↳ Взрослый форум
- ↳ Общение с администрацией сайта
- ↳ Радио "Европа плюс Саров"
- ↳ Ритмы и тусовки
- ↳ Ролевые игры и фэнтези
- ↳ Страйкбол
- ↳ Корзина (Recycle bin)
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость