№ 51
									Сообщение
								 Ksunser » 29 дек 2009 16:36
			
			        
			
			
			Раз уж началось обсуждение 3D технологий, наткнулась на статейку:
Очень много вопросов на эту тему в связи с Аватаром, так что в двух словах.
Существует четыре основных технологии 3D-кинопроекции.
IMAX 3D — непревзойденное качество 3D-картинки. Если вы ходили на 3D-кино в IMAX на Ленинградке вы понимаете, о чем я. Два мощнейших проектора, пленка шириной 70 мм, яркий посеребренный экран, ну и на закуску — звук PPS, хотя он к 3D большого отношения не имеет. Картинка для каждого глаза создается отдельно, эффект присутствия 100%. Единственный недостаток этого метода проекции — линейная поляризация у очков, что означает, что при наклоне головы влево-вправо 3D-эффект теряется. А теперь плохая новость: в московских IMAX Аватар идёт не в 70-мм проекции, то есть в RealD (или Dolby3D?).
Real — технология проекции, основанная на цифровом проекторе разрешения 4K фирмы Sony. Он показывает изображение со скоростью 72 кадра в секунду, т.е. вместо одного кинокадра длительностью 1/24 секунды зрителю поочередно демонстрируются 3 кадра для правого глаза и 3 для левого. Перед проектором стоит поляризационный экран, который придает картинке круговую поляризацию по или против часовой стрелки. На зрителях надеты очки с аналогично поляризованными стеклами. Для этого метода тоже нужен серебряный экран, чтобы не терять поляризацию при отражении. У метода есть два серьёзных недостатка: во-первых потеря яркости всё равно заметна, ибо до каждого глаза доходит только половина светового потока, а мощности, чтобы поднять общую яркость вдвое, у проектора Sony просто не хватает (для сравнения, в каждом проекторе IMAX стоит отдельная ксеноновая лампа мощностью 15 киловатт, свет которой можно теоретически увидеть с Луны). Вторая проблема — то самое утроение кадров, из за которого на горизонтальных панорамах возникает эффект затухающего следа. Проекция RealD ведется в московских кинотеатрах сети Киностар.
XPAN-D — так называемая активная технология проекции. Зрителям выдаются более дорогие очки, в которых правый и левый глаз просто поочередно затемняются по команде инфракрасных передатчиков, расставленных по залу. Цифровой проектор показывает честных 48 кадров в секунду, по 24 для правого и левого глаза. Экран остается обычным, картинка при этом достаточно яркая. Эта технология используется в Каро и Синема-Парке. Лично на мой вкус этот вариант лучше RealD, думаю сходить второй раз на Аватара в Октябрь и убедиться.
Dolby-3D — аутсайдер гонки. Технология проекции наиболее нетривиальная: свет разделяется по частям спектра (скажем, для левого глаза берется красный в диапазоне длины волны 620-650 nm, а для правого — 650-680 nm) специальным колесом перед попаданием на пленку, в очках стоят аналогичные фильтры плюс цветокоррекция для совпадения цветов у правого и левого глаза. Плюсы: недорогие очки (хотя всяко дороже поляризованных), нет необходимости в специальном экране. Минусы — разделение картинки не такое четкое, плюс недостаточная яркость и странная цветопередача. В Москве им оборудованы разные странные кинотеатры.
Для тех, кто не может разорваться между умными и красивыми. Конкретно Аватар имеет смысл смотреть в IMAX из за звука и огромного экрана. На будущее надо тщательно пытать администратора, идёт ли фильм в пленочной проекции или же в цифровой (это, само собой, относится к полнометражным фильмам, фильмы снятые специально для IMAX по умолчанию идут на пленке). Выбор же между RealD и XPAN-D — целиком за вами, просто сходите два раза на один и тот же фильм в Киностаре и Каро — и попробуйте понять, как вам больше понравилось. Свои плюсы и минусы есть и там и там.