Индивидуализм и крестьяне в городе

Обсуждение разнообразных вопросов, не подходящих по тематике в другие разделы.
Сообщение
Автор
BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1584 раза
Поблагодарили: 8123 раза

№ 0 Сообщение BadBlock » 08 ноя 2020 11:15

про крестьянский индивидуализм в старой деревне

8 ноя, 2020 в 11:49
belmondo

Бытует мнение, что русские "по природе коллективисты".
Потому что "крестьянин - природный коллективист", сельская община, вот это всё.
Эта тема сначала мусолилась охранителями 19-го века, что, дескать, не надо нам этих западных наносных и привнесённых свобод и прав, "народ не поймёт", у нас тут соборность, народность и общинность.
*
Потом тема была подхвачена советской идеологией, принявшейся доказывать "исконность" и естественность колхозов для русского "крестьянина-общинника".
И эта байка благополучно дожила до наших дней, уже в форме якобы природно присущего русским "иждивенчества".
Якобы, все сидят на попе ровно и ждут, когда им государство что-то сделает.
*
Правда, когда это наше государство давало повод ждать от него каких-то манн небесных, чтобы сформировать иждивенчество - не очень понятно.
*
В чём же выражался "крестьянский коллективизм"?
В сущности, в двух вещах - налогах, которые взимались со всей "общины" в целом, и в рекрутской повинности, когда крестьяне сами решали, кого отправить в рекруты.
*
В реальной хозяйственной жизни где-то был коллективизм?
Ну давайте посмотрим.
*
Настоящий коллективизм это объединение усилий и разделение труда.
Например, когда селяне не возят молоть муку к мельнику, а покупают вскладчину мельницу и все ею пользуются.
Было в русской деревне такое?
Нет.
*
Были ли общие коровники, птичники, свинарники, амбары в русской деревне?
Нет, не было.
*
Строили ли русские большие избы на несколько семей, чтобы можно было эффективнее топиться зимой?
Например, на четыре семьи, с общей печью в центре?
Вдвое меньше наружных стен при той же площади, вдвое меньше теплопотери.
Нет, у каждого своя изба, со своей отдельной печью.
*
Были ли какие-то общественные фонды - типа, мы скинемся 10% зерна в общий котёл, и будем помогать, если кто с голоду помирает, или сеять нечего?
Нет, не было.
Это личная проблема каждого.
Нет хлеба - иди занимай где найдёшь.
Дети с голоду мрут? Не наша проблема.

*
Есть своя личная корова - значит, младенцы будут пить молоко.
Нет коровы - будут сосать хлебный мякиш.
*
Пахали ли крестьяне общее поле?
Нет, каждому выкраивался его кусок, и он сам там всё делал - и пахал, и сеял, и жал.
*
Готовили ли крестьяне коллективно еду?
Ну чтобы десять раз тесто не месить, десять раз щи не варить, давайте одна хозяйка раз в неделю готовит на всех.
Было такое?
Не было.
*
Хотя бы разделить усилия, и выделить отдельных людей на барщину - чтобы не каждый мотался свой кусок работы делать, а договориться, вот ты за всех идёшь барщину отрабатывать, а мы в твою долю поле вспашем и засеем.
Было такое?
Не было.
*
Уже упомянутые "рекруты" - помогала ли община оставшимся без кормильцев "солдаткам"?
Нет.
Мы твоим мужем откупились от повинности, а ты крутись как хочешь.
*
Хотя бы одну общую баню на всю деревню русские коллективисты допёрли строить?
И тут нет, у каждого своя.
*
Вот и весь коллективизм.
В действительности, ничего общего с действительностью эти байки не имеют.
Крестьянин (почти любой) вообще индивидуалист почти всегда,
а русский крестьянин - такой индивидуалист, что ещё поискать.
*
Это навязанный коллективизм плывущих по морю на плоту потерпевших кораблекрушение - никакой пользы кроме вреда друг от друга, но и деться - некуда.
*
В деревне сосед соседу иногда нужен в экстремальных ситуациях,
но в общем случае это если не враг, то конкурент.
Это в городе сапожник рад каждому новому жителю - он же продаст больше сапог.
В деревне чем больше у соседа детей - тем меньше каждому достанется земли, дров в лесу, рыбы в реке.
*
На самом деле общинность русского крестьянства заключалась единственно в том, чтобы кто-то из соседей не вылез выше всех,
все не завидовали, а понимали, что один вылезший тут же сожрёт остальных.
И абсолютно верно понимали, что характерно.
А когда на селе возник кулак, вся общинность вообще закончилась, даже мысли о ней.
Большевики это прекрасно понимали,
*
Что довольно ожидаемо для народов, сформировавшихся в относительно скудных условиях и всё время страдающих от аграрного перенаселения. Сдохнет сосед - только привольнее будет
*
Коллективизм для сытых.
Когда хватает ресурсов и навыков планирования понять, что купить вскладчину мельницу выгоднее.
А когда надо из года в год выживать - то тут не до коллективизма.
Если бы всем хватало хлеба, можно было бы и экономить силы.
Коллективная кухня хорошо работает, когда каждый может наесться, и ещё немного останется.
Но вышло так, что аграрная перенаселённость в центральной России к середине 19 века дошла до той стадии,
когда дели-не дели, больше калорий из имеющейся территории на имеющемся технологическом уровне выжать невозможно,
и их уже не хватает на всех.
А чтобы из этой петли выскочить, нужно было разом перенять новые технологии вместе с сельхозтехникой и способом ею управлять.
*
мир это сельская община, первоначально. за миром жизни нет, и живут за ним пёсьеголовцы.
*
Но кооперация-то кое-какая существовала.
Избы вроде как помогали друг другу строить, например.
Просто потому что иначе сруб не скатать.
ну просто иначе избу не построить в принципе.
А всё что можно было сделать врозь, делалось врозь.
вне абсолютно неизбежной кооперации - ноль.
Если можешь что-то сделать сам, делай сам.
*
Даже сельские школы долгое время воспринимались формой оброка, "ишь, барин прислал учителя, корми его тут, избу строй"
Да и содержание церковного прихода - вполне коллективистское предприятие
и содержание помещика.
А если не содержишь, придёт эцилоп и будет бить палкой по голове.
Такой коллективизм.
Какие например храмы построены селянами "вскладчину"? При ближайшем рассмотрении окажется, что строил его местные помещики или купцы.
*
причем с колхозами в 90ые та же штука - в основном растащили все сами крестьяне и потом сами же сидели без работы в своих деревнях
без урядника с палкой коллективизм в деревне не работает почему-то.
или пришёл агрохолдинг, или нищета и запустение
*
Общие праздники, танцы, посиделки, покосы большой семьей.
человек социальное животное, людям всё-таки нравится общаться с другими людьми.
*
я бы кстати отметил ещё, что русские ещё и христианами стали впервые в постсоветское время.
Потому что любой крестьянин не только индивидуалист, он ещё и язычник.
*
Русский "коллективизм" высасывали из пальца такие "ретроспективисты" как Зибер, Струве, Туган-Барановский, Янжул и пр. Идея понятна - натянуть как сову на глобус учение Маркса о смене общественно-экономических формаций на Россию, плюс опьянение концепцией историзма.
В результате "русская община" становилась то передовым форпостом капитализма на русский манер, то приобретала черты какой-то переходной стадии между коммунизмом и феодализмом через русский путь.
Короче, это всё были масштабные фантазёры, трезво на жизнь из которых могли, отчасти, смотреть единицы.
*
они лишь подхватили идеи народников 19-го века, которые о жизни народа узнавали из петербургских газет.
*
у народников была не идея, а, скорее, концепция. И под эту концепцию они подгоняли всё - это отрыжка ещё идеализма XVIII в., которая до России доползла с опозданием.
*
Немалую роль сыграла война, переселившая огромное количество людей
и физически уничтожившая горожан и города русского "хартленда".
Село более живучее ко всяким катаклизмам.
А в городе должно прожить два поколения, прежде чем они станут горожанами.
*
в 60- 70-е годы города наводнились приезжими из деревни в первом поколении.
Все эти сидящие на лестницах подростки с портвейном, драки районами, гопники, алкоголизм и т.п. - это селянин в городе, построенном селянами.
Без понимания, как устроен город и чем в нём люди занимаются кроме работы.
почему например идеология прогнила и с таким треском рухнула.
Потому что социализм - и вообще ОБЩЕСТВО, это то, что существует в городе.
Селянину от соседей вред один,
в селе нет обществнных пространств,
и идея коллективизма селянину чужда.
*
в 60-80-х в Баку потянулись селюки и все это было завязано на ухудшевшейся экономической обстановке,
эти слои стали питательной средой для националистов, фашистов и сепаратистов.
В том и дело что селюки потянулись везде.
не столько селюки, сколько именно 1-2 городские поколения. Приехавшие в город и их дети. Сельских скреп уже нет, городских приличий ещё нет.
постселюки и недогорожане. Переходный процесс.
классика жанра же.
*
Именно проблема ещё в 1 и 2 поколении городских.
Многие люди переезжали, но с комплексом гостя который приехал погостить к родственнику, или типо на учебу временно тут .
Когда человек уже оторван от привычной работы, среды, времяпровождений. Но в новую среду ещё не встроился.
Так и не сформировалась городское самосознание.
Основная проблема здесь в том что у многих по инерции бессознательно встроено, что они в городе временно, и не их дом,
а там в горах или где-то...
А значит можно делать что угодно и как по "кайфу"
*
Первое поколение, особенно если старт из бедной и необразованной сельской семьи, даже при переезде в город в юности до последних дней часто ощущает себя немного чужими и тянется в сельскую местность. Хотя бы иногда приехать и выдохнуть.
Второму уже проще, оно в городе много чего лишнего может себе позволить, особенно в молодости, но это уже их среда, им в деревне "ну такое", есть запрос на образованность и желание хотя бы казаться своим в интеллектуальной среде, особенно к зрелым годам.
А третье часто уже горожане до мозга костей, ненавидящие и бояющиеся "гопоту", и относящиеся к деревне как к другой планете.
И всё это за три поколения.
*
В частности, так называемые "конфликты с кавказцами" в 90-е и нулевые не имеют ни национальной, ни религиозной почвы на самом деле.
Это ровно то же самое, что происходило между русскими и русскими в 70-80е - просто одни городские, другие селюки.
И претензии ровно те же - для селян в городе "женщины ведут себя как проститутки", "мужчины слабаки и хлюпики",
а для горожан селяне - некультурные и дикие.
*
тут вопрос именно в наличии достаточно большой проблемной прослойки, которая на этом этапе статистически велика в любом обществе.
Русские рабочие главной волны урбанизации с 30 по 60-е были точно такими же, и точно так же среди них было много вполне адекватных и приличных людей. Как и в деревнях было очень по-разному, от алкоагротреша в одном селе и очередей в библиотеку в соседнем.
Но всё же в городах РСФСР рубежа 50-х и 60-х огрести на улице можно было без проблем,
на конфликт с милицией шли с полтычка, мгновенно собирали толпу в поддержку и не раз доходило до беспорядков с погромами.
Никаких "кавказцев с менталитетом", коренные русаки.
Это именно этап, который неизбежно приходит и неизбежно проходит.
*

Сейчас русские впервые в своей истории стали горожанами. Это меняет примерно ВСЁ.
* https://marss2.livejournal.com/4439459.html

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1584 раза
Поблагодарили: 8123 раза

№ 1 Сообщение BadBlock » 08 ноя 2020 12:14

Собственно, читал, что запад проходил через то же самое, только более растянуто, поэтому мягче.
"Сухой закон" в США — он оттуда же: выпивка — характерное времяпрепровождение для селянина, способ снятия стресса.
К тому же селянин всё равно не очень понимает, чем ещё заняться, при этом городская жизнь для него непрерывный стресс, даже если нет особых житейских проблем.

В отличие от запада, СССР урбанизировался крайне стремительно.
Такая урбанизация, помимо серьёзного взлёта буквально во всех областях человеческой деятельности, вызвала и не менее серьёзные общественные проблемы.
Только после 2000-х годов, даже скорее уже в 2010-х, города России стали населены преимущественно гражданами, которых можно с полным основанием назвать горожанами.
И то под вопросом.

asdfghjkl
Аватара пользователя
Благодарил (а): 75 раз
Поблагодарили: 93 раза

№ 2 Сообщение asdfghjkl » 11 ноя 2020 05:32

олег307 писал(а) ↑ 08 ноя 2020 15:49:
BadBlock писал(а) ↑ 08 ноя 2020 11:15: Хотя бы одну общую баню на всю деревню русские коллективисты допёрли строить?
И тут нет, у каждого своя.

Были ли какие-то общественные фонды - типа, мы скинемся 10% зерна в общий котёл, и будем помогать, если кто с голоду помирает, или сеять нечего?
Нет, не было.
человек явно не знает как жили его соотечественники.
Однако расскажет всем , как должны были жить - "историки" - они такие :facepalm:

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1584 раза
Поблагодарили: 8123 раза

№ 3 Сообщение BadBlock » 11 ноя 2020 05:51

олег307 писал(а) ↑ 08 ноя 2020 15:49: человек явно не знает как жили его соотечественники.
Я лично подобные сообщения считаю голословными нападками и игнорирую.

И да: общих бань на селе не было. У кого своей бани не было, вообще мылись в печи.
Общественного семенного фонда тоже не было. Иначе мы бы не читали про кулаков, которые давали семенную ссуду исполу (под половину урожая).

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1584 раза
Поблагодарили: 8123 раза

№ 4 Сообщение BadBlock » 10 окт 2021 17:29


BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1584 раза
Поблагодарили: 8123 раза

№ 5 Сообщение BadBlock » 05 окт 2022 16:59

Любопытные рассуждения. Полагаю, относятся именно к этой теме.
...Вот я не могу понять, что движет z-патриотами за пределами страны. Пытаются себе доказать, что это норма и они не фашисты, а «за наших ребят в Буче» или что? Соскучились по надувному единству и величию (при котором даже начальник ЖКХ главнее тебя и диктует, что тебе можно и что нельзя, а любой мент может тебя посадить по выдуманному протоколу)?

И ведь очень многие ездили по заграницам, но совершенно не интересовались, как там всё устроено, как живут люди.

Только жрать-гулять-магазины, успеть за неделю как можно больше. Всё через очки хамского жлобства и чванства, «они нам должны, я ещё пожалуюсь на плохой сервис».

Я вот в Италии долго пробыл на учёбе, страна НАТО, американские базы. Прекрасно живут люди, жалуются на скуку предопределённости, что детям после учёбы надо дом покупать, вот геморрой-то, а хочется кутить и путешествовать, ну ладно, года три придётся копить на дом, блеать. При этом всё равно путешествовать, но скромно. Я тогда в 2000-м думал «мне бы ваши заёбы, куда пойти сегодня ужинать и т.п.»

Студенты на фабрике получали примерно по тысяче евро на практике, работа — под силу паралитику, неспешно, безопасность прежде всего, 10 гаек закрутил — обед (за счёт фирмы) два часа, ещё 10 завернул не спеша — больше нельзя, охрана труда. Руками тяжести поднимать запрещено, вызывай подъёмник, пусть перевернёт деталь в удобное положение. Это не потому, что профсоюзы и драконовские правила (они тоже есть, но решают иные задачи), а потому что работник не хрен с горы, которого надо гнобить и гонять, а свой, ты с ним в отношениях, близких к родству, он же ходит на _твою_ фабрику работать каждый день, как в твой дом, помогать, трудиться.

И самое главное — атмосфера уважения и доброжелательности. Я шёл в гостиницу ночью с электрички сквозь толпу панков (они типа собрались хулиганить после матча на площади, человек триста) — расступались и здоровались. Расступались и здоровались, Карл!

В любом трактире незнакомое лицо — гость, ему особое внимание, а местные там вечером собираются, чтобы пообщаться, и дома готовить лень, столы для детворы, столы пенсионеров («президенто педерасто!»), все соседи, все друг друга знают и хозяин чей-то родственник и дети его пиццу с лопаты роняют — все смеются и аплодируют, они вот так живут в этом городке, вместе живут.

Ты идёшь не в магазин, ты идёшь в магазин своего знакомого. Ты идёшь стричься не в парикмахерскую, ты идёшь стричься к другому соседу, у вас дети учились в одной школе и так весь город или район. Тебя не наебут с весами, если это не цыгане или эфиопы на рынке, наебать с весами это ж позор на всю округу. Вот там очень хорошо понимают слово Родина, без сакрального пафоса, оно там повседневное слово.

Родина — это вот это всё, каждый день на каждой улице, Родина, это уют в социуме, хорошие отношения и со своими, и с чужими, приятная жизнь, на чужбине она тоже есть, но там же всё с нуля, надо же вникать, знакомиться, разбираться, не позориться.

Всё, что я расписал, называется «горизонтальные связи», модель общения на равных. У нас насаждаются вертикальные связи, причём, в отличие от иерархии восточного толка (уважение вверх, забота вниз), наши вертикальные связи это бог-патриарх, президент-парламент, начальник-холоп, вертухай-зек, зек-опущенный зек. Связи не самообразующиеся, они копируются из государства в быт. «У нас так принято», и всё такое. Человек впитывает, человек к собственному ребёнку начинает относиться, как начальник-мудак, вздёргивая и осекая, хороший ребёнок — послушный, я кому сказал(а), сволочь, подонок, а ну делай что говорят, скотина. Когда умру, тогда и вякай, любимый. Норма? Норма.

Горизонтальных связей не существует, равные винтики — не твоё дело, они не твои друзья, они не твои рабы, вами руководят только сверху, игнорируя ваши взаимные отношения, кроме бюрократических условностей родства. Дальше, чем близкое родство, государство демонстративно не видит, соседи вам никто, друзья вам никто, коллеги вам никто. В лучшем случае — конкуренты за место, а по умолчанию раздражающий контингент или даже враждебный.

...Как результат, наше общество напоминает крупу, где ты — крупинка, прославляющая справедливое равенство, но не взаимодействуешь, тебе это незачем. Более того, крупу регулярно встряхивают, разнимают на курящих и некурящих, сторонников шлагбаумов и противников, прививочников и антипрививочников, и после заряда взаимной неприязни смешивают воедино — вот теперь давай взаимодействуй с неустановленным кругом лиц, которые искренне и безадресно считают «таких как ты» гнидой.

То есть конструктивное взаимодействие поощряется только наверх и вниз — услужи и нагибай, ты же этого достоин, просто не будь пассивным, отлизывай и пинай энергичнее и всё будет хорошо, добивайся.

И это страшно.

Что касается z-патриотов, то не стоит удивляться количеству индивидуально обработанных крупинок, они псевдо-единство, которое друг друга не поддерживает, просто существует в иллюзии, что их где-то в целом довольно много. Это не сообщество, это статистическое подмножество. Одного хомячка очень просто натаскать, у него нет опоры на окружение, он не будет себя сравнивать с остальными, они не авторитет, а начальник если не всегда прав, то всё равно нужно подчиниться его воле и учесть его мнение, у нас же так принято. Но для такого хомячка-патриота другой хомячок-патриот не важен и не нужен, он чужой, убили на войне, да и хер с ним, нас всё равно много и мы такие великие, что дышать от гордости некогда.
Про горизонтальные связи кто-то прямо мои мысли сформулировал. Их почти нет.
В сравнении просто бросается в глаза: человек человеку в целом волк, люди относятся друг к другу как минимум с подозрением.

Злец
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1916 раз
Поблагодарили: 1760 раз

№ 6 Сообщение Злец » 06 окт 2022 00:01

BadBlock писал(а) ↑ 05 окт 2022 16:59: Горизонтальных связей не существует, равные винтики — не твоё дело, они не твои друзья
А мы точно в одной стране живем? Или, может, кто-то общаться не умеет?

Дозиметрист
Аватара пользователя
Благодарил (а): 80 раз
Поблагодарили: 217 раз

№ 7 Сообщение Дозиметрист » 06 окт 2022 20:24

№ 5: олег307,
Ну Вы проедтесь хоть до Арзамаса. В каждом подворье баня, включая Цыгановку. 40-50 брёвен из осины - вообще ни о чём. Дней семь работы.

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей