Ковид-диссидентство Путина (и не только в Сарове) хорошо объяснил проф.Пастухов на ЭМ.
А. Нарышкин― 19 часов и 34 минуты. Это «Эхо Москвы». Эфир у нас идет не только по радио, но и в YouTube на канале «Эха Москвы» и на площадке Яндекс.эфир. С нами Владимир Пастухов, политолог, научный сотрудник Университетского колледжа Лондона. Приветствую вас еще раз!
Я перед эфиром попросил вас прокомментировать Владимира Путина, который тут во время своей поездки по регионам появился без маски. Я вам сказал, что, по-моему, Владимир Путин подает плохой пример. Вы вырулили на такую очень необычную версию и очень необычную трактовку этой истории. Можете ли вы еще раз объяснить, что вы видите в этом решении? Почему он не показывает всем, как надо ходить с маской? Не знаю, может быть, перчатки и так далее, санитайзеры и прочее.
В. Пастухов― Всё-таки каждый раз, когда мы говорим о Путине и я говорю о Путине, я получаю очень много претензий со стороны слушателей, что я влезаю в чью-то черепную коробку. Поэтому я сразу говорю: это реконструкция. То есть никто не знает, почему Путин поступает так или иначе, кроме самого Путина. А в большинстве случаев и сам Путин не знает, почему он поступает так или иначе.
А. Нарышкин― Это самое страшное, по-моему.
В. Пастухов― Да, пожалуй. Поэтому я могу только говорить о своих догадках. Мое представление о Путине как о человеке, на самом деле уже давно лишенном каких-либо эмоций. Есть такое понятие — перегорание на работе. Оно бывает у всех. Перегорание на работе бывает у адвоката, когда ему там уже всё равно: маньяк, не маньяк — все люди, все человеки. У журналиста, когда привыкаешь к тысячному эфиру и всё равно на каком-то этапе надо отдыхать. Да, и у президента тоже бывает перегорание, когда 20 лет одно и то же. То есть лично го там уже мало.
А. Нарышкин― «Раб на галерах», мы помним.
В.Пастухов: Никто не знает, почему Путин поступает так или иначе, кроме самого Путина
В. Пастухов― Да, раб на галерах, совершенно верно. Поэтому я думаю, что он очень рациональный человек, и никаких поступков на взводе, на истерике он не делает. То есть если он появился без маски, если звезды без масок где-то зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно, как сказал поэт.
Поэтому я думаю, что за этим есть определенный трезвый расчет. Потому что вообще-то он человек очень осторожный, очень аккуратный. Мы видим, что он фактически сидит в бункере. Что людей, которые к нему приходят, по 2 недели держат на карантине, и они к нему приходят как хороший выдержанный политический коньяк.
Я не исключаю, что людей, которые встречались с ним в Сарове, приблизительно столько же выдерживали всех на карантине. Это надо спросить у Федеральной службы охраны, как это всё было организовано. Но я не исключаю, что там не было ни одного, который бы этот карантин не отсидел. Зная, как это всё устроено.
Поэтому насчет вирусной защиты — с его стороны это уж точно не пофигизм. Он человек осторожный в этом отношении. Значит, он по какому-то поводу, по какой-то причине, прекрасно зная все установки нашего Минздрава, счел нужным не надеть маску.
Почему он счел нужным не надеть маску? Потому что он получает не только донесения Минздрава, но и других ведомств, которые иногда являются более профессиональными, чем донесения Минздрава. И другие ведомства, по всей видимости, информируют его о состоянии общественного мнения в стране. И видимо, состояние этого общественного мнения в стране, о котором вы тоже перед эфиром поделились со мной своими впечатлениями о том, как полны улицы Москвы, состоит в том, что народ в это всё не верит, что всё это химера, что соблюдать он ничего не хочет, что карантинные меры он воспринимает не как заботу о здоровье, а как раздражающий фактор.
Собственно говоря, основной путинский электорат — вот этот ядерный электорат – он covid-диссидентствующий. И президент это учитывает. Он вышел к своему электорату. Почему? Потому что если он наденет маску, то у какого-нибудь дяди Вани в каком-нибудь Волчегонске это вызовет усмешку. Потому что сам дядя Ваня никаких масок не носит и носить их не собирается.
А. Нарышкин― Тем более, опять же, за 20 лет мы знаем, что Путин в подлодке, Путин в истребителе, Путин со стерхами — а тут Путин как будто НРЗБ слабость и напялил маску.
В. Пастухов― Нет, Путин не может потерять лицо. И в этом конкретном случае это уже не фигура речи. Он действительно может потерять лицо и надеть маску – потому что, не дай бог, не узнают.
А вот почему дядя Ваня такой массовый covid-диссидент? Это уже второй вопрос, тот, что мы с вами уже обсуждали до эфира. Смею предположить, что здесь очень много факторов. Есть экономические, но есть и культурные. Понимаете, народы не равны в своих душах, в своих темпераментах, в своих особенностях. Иначе жизнь была бы скучна. То, что русскому на здоровье, немцу смерть, и наоборот.
Мне кажется, что очень плохую шутку с Россией (и это мы видим по цифрам) сыграла наша национальная особенность. Вообще в основе православной культуры лежит фатализм — вера в то, что на самом деле что написано, то и будет. Это настолько сильно в народе, что идея превентивных мер, беречься, рационально рассчитывать, строить свою жизнь, надевать маску, снимать маску — это немного не вписывается в наш национальный характер. И поэтому да, здесь, помимо всего прочего – тут можно долго обсуждать, но вот этот момент русского «авось» очень существенный. И Путин, кстати, свой народ знает и понимает его. Поэтому он так и одет.