BadBlock писал(а) ↑ 24 окт 2022 08:58:
Франц Егерштеттер однажды написал:
«Ни тюремные оковы, ни смертный приговор не могут лишить человека веры и свободной воли». Этому принципу он продолжал следовать даже тогда, когда ему пришлось поплатиться за него сначала свободой, а затем – жизнью.
Родился
один из самых известных отказников в истории в 1907-м в маленьком австрийском поселении от внебрачного союза фермера и служанки. Сначала его воспитывала благочестивая бабушка, а в 1917-м мать вышла замуж за мужчину из соседней деревни и забрала мальчика. Так у него появились фамилия – Егерштеттер – и приемный отец.
В молодости Франц считался сорвиголовой: сам завел ребенка вне брака в 1933-м, а в 1934-м попал под арест за драку. Поворотным моментом для него в 1936-м стала женитьба на глубоко верующей Франциске Шванингер. У супругов родилось трое дочерей. Егерштеттер остепенился, работал фермером и больше не попадал в неприятности. Тогда же он заинтересовался житиями святых и другими религиозными текстами. Библия превратилась для него в руководство по повседневной жизни.
В марте 1938-го Егерштеттер резко раскритиковал аншлюс, а спустя месяц отказался от должности мэра в родной коммуне, поскольку не хотел содействовать нацистской бюрократии. На референдуме по вопросу присоединения к Германии он оказался одним из немногих жителей поселения, кто проголосовал против. Новые власти умолчали об этом, объявив о единогласной готовности местных войти в состав рейха.
В июне 1940-го Егерштеттера призвали в вермахт, но после подготовки вернули в запас. Скоро ситуация повторилась: в октябре Франца мобилизовали, а в апреле 1941-го дали отсрочку как фермеру. Все это время параллельно с работой на ферме Егерштеттер выполнял разные обязанности в приходе. Слухи об «операции Т-4» – нацистской программе физического уничтожения людей с психическими расстройствами и задержками развития – лишь укрепили его в убеждении, что он никогда не станет поддерживать бесчеловечный режим.
В вермахт Егерштеттера вновь призвали в феврале 1943-го после чувствительного поражения немцев в Сталинградской битве. В начале марта Франц явился в призывной пункт в австрийском городе Энсе, но
отказался присягать на верность Адольфу Гитлеру и объявил, что служба в нацистских войсках противоречит его религиозным и моральным убеждениям.
Его сразу же арестовали за саботаж и после двух месяцев содержания в Линце отдали под суд в Берлине. За время заключения священник из родного поселения посещал Франца и пробовал изменить его позицию, однако тот остался непреклонен. Свою позицию он мотивировал тем, что «есть вещи, в которых нужно слушать бога, а не людей» и что в соответствии с заповедью «возлюби ближнего твоего, как себя самого» он не мог участвовать в активных боевых действиях.
На процессе Егерштеттер сказал, что готов служить в санитарных частях, но его предложение проигнорировали. 6 июля 1943-го 36-летнего отказника приговорили к смерти, а 9 августа приговор привели в исполнение с помощью гильотины.
На несколько десятилетий про Егерштеттера забыли.
Некоторые соотечественники даже считали, что, отказавшись воевать, он не выполнил долг перед страной и семьей. Отношение к его наследию изменилось лишь в середине 1960-х. С выходом нескольких биографий люди наконец оценили мужество, которое потребовалось Францу, чтобы отказаться от содействию преступному государству.
В мае 1997-го суд официально признал приговор Егерштеттеру несправедливым. В том же году католическая церковь инициировала процесс канонизации австрийского мученика. На проведенной 10 лет спустя церемонии признания Франца блаженным Римско-католической церкви присутствовали его вдова и три дочери.
Впрочем, наследие Егерштеттера не ограничивается религиозной этикой. Его поступок важен и с человеческой точки зрения – как напоминание о том, что,
независимо от обстоятельств, у каждого из нас есть выбор. Оставить этот выбор за собой и сделать его в соответствии с моральными установками, не прогнуться под давлением тех, кто сильнее и могущественнее, – это и значит быть человеком.
https://t.me/totalitarian_times/242