Эпикурейство и оправдание жизни

Почему удовольствие? Всё ли ради него? Мне хочется узнать у вас, есть ли вещи, которые вы делаете не ради удовольствия. И честны ли вы с собой, перечисляя их. Но я не узнаю, здесь только я, моя память и «Главные мысли» Эпикура, которые мне случилось открыть.
Если закрою глаза, вижу, как лежу на пледе в лесу, на саровской полянке, называемой «Обрыв». Невдалеке шумит Сатис, пахнет жареным мясом, костром и хвоей. Это мы в прошлые выходные ходили на шашлыки. В брусничном соусе, кстати говоря! Ели, пили, пели песни под гитару. Эпикурействовали, в общем.
Когда мы слышим термин «эпикурейство», мы представляем себе шумные пиры, огромные залы, картины в золотых рамах. Юношей, разлёгшихся на холёных диванах, с виноградной лозой в ладонях. Вальяжная праздность, концентрированное удовольствие. И всё же это не про эпикурейство.
Надо мной одно только голубое небо распахнуто, тонкие чёрные нити берёзовых веточек качаются на ветру. Белые стволы устремляется в вышину. Шорох и шелест обращён ко мне, ещё чуть-чуть, и кажется, я смогу понять их и ответить им. Они обо мне, обо мне говорят.
Ещё Пастернак писал:
"…у плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!"
Его не замечают, а если заметят — «навек, навек заговорят». И будет человек жить с какой-то невыносимой тайной, немыслимой истиной, ужасной и прекрасной, как и всякая настоящая красота.
Страшно. Кем ты станешь, когда различишь речь леса? Но всё равно — так хотелось, чтобы они заметили меня, заговорили, эти берёзы. Мне думалось, нравится ли им вот так качаться и белеть на фоне синевы. Они так долго стояли, а теперь разминают затёкшие стволы, огрубевшие за зиму ветки. Ш-ш-ш.
***
«Предел величины наслаждений есть устранение всякой боли. Где есть наслаждение и пока оно есть, там нет ни боли, ни страдания, ни того и другого вместе», — заявляет Эпикур. Наслаждение — единственно возможный способ гармоничного существования.
Пока трещали дрова в костре, и трещал ровный разговор, и трещал Сатис — мимо проплыла пожарная машина.
— Сейчас нас тут потушат! — засмеялся Глеб.
— Мясо, мясо, главное, спасти!
Медленно доехала «пожарка» до речки и стала набирать воду. Что такое наслаждение? «Чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы». «Желания бывают: одни — естественные и необходимые; другие — естественные, но не необходимые; третьи — не естественные и не необходимые, а порождаемые праздными мнениями». И вот то естественное наслаждение, кажется, и есть цель и оправдание жизни. Причина и смысл всего.
***
Женя смеётся, помогает Глебу резать овощи, радуется, что они, наконец, выбрались из Москвы в Саров. Глеб — курьер. Колесит по столице, а больше всего любит электрички. Первым вызывается доставить заказ в область. Потом фотографируется и выкладывает в сеть: тут, мол, я ещё не был, сколько всего неизведанного впереди!
«Дорогая моя, мне в дорогу пора,
Я с собою добра не беру.
Оставляю весенние эти ветра,
Щебетание птиц поутру» (Расул Гамзатов)
Как редко мы собираемся, сколь многое нам нужно сказать друг другу. Дружба — тоже наслаждение. Постижение мира через ближнего. Потому мы и ходим на шашлыки, и делимся друг с другом. Потому так боимся одиночества и так радуемся, когда шум, гам, смех, суета. Жизнь кипит, как картошка в котелке, и обнаруживает себя во всём, что нас окружает.
 
                

 
				       
 
				        
				       






 
            
 
                        