Пощёчина саровского андеграунда
Андеграунд, как мы привыкли понимать, — это явление, противостоящее официальной культуре. Возникает вследствие цензуры. Но саровский андеграунд — не пощёчина общественному вкусу, едва ли нас тут слишком цензурируют. Он существует, потому что на «безрыбье и рак рыба»
Есть у нас, конечно, всякие клубы по интересам, литературные объединения, ютящиеся в залах библиотек, клубы по изучению иностранных языков. Иногда концерты в «Молодёжном центре» или арт-клубе «Дома Учёных» проводятся. Организуются секции для детишек.
— В принципе, в городе есть арт-пространства, — рассказывает Антон Горбунов, фронтмен группы Chinchilla Sponge, — но чтобы взрослый человек мог свободно прийти на тематический музыкальный вечер — такого я не встречал.
По крайней мере, регулярного такого клуба нет.
Когда-то мы собирались каждую пятницу или субботу на первом этаже «Рябины» стараниями сообщества «Добро.rec». Пока на втором — громыхала дискотека, у нас — играли на гитарах, пели, читали стихи. Группы представляли свою новую программу. Репетируют ведь они зачем-то — нужно и выступать, и делиться идеями. В перерывах — бурные обсуждения. Кто-то находил себе единомышленников, и образовывались новые коллективы. Всё это было, пока не начался ремонт — тогда нашу «лавочку» прикрыли, и дело развалилось. Рассортировались люди — каждый на свою полочку.
Были потом «разовые акции»: квартирники в «Кофейной Сонате», в «Lounge bar» (что был над «Книжным» на Музрукова и ныне не существует). Всё энтузиасты своими силами: находили оборудование (дорогостоящее), договаривались с владельцами помещения, с музыкальными коллективами, созывали народ. И пока эти маленькие силы были, музыка звучала. Но всё реже и реже. Отсутствие стационарного аппарата и «своего» места сыграли немалую роль.
— Мы много раз с ребятами выступали на улице, в парке, к примеру, — продолжает Антон. — С приходом холодов встал вопрос: где выступать. Нужно какое-то место, соответственно, был брошен клич, и нам помогли с этим местом.
Это гараж за ГИБДД. На вид — один из многих, но чего там только не происходит! Сделали подходящий ремонт, импровизированную сцену, смастерили сидячие места.
Но гараж — место явно не «светское», собираются разные люди, адекватные и не очень. Сначала у ребят были проблемы с порядком:
— Первые разы было огромное количество людей, всё выходило из-под контроля, у нас не было никакой охраны, я ходил с лопатой и говорил ребятам: «Успокойтесь, иначе будете иметь дело с ней!» — признаётся один из организаторов. — Потом появились люди, которые взяли на себя поддерживать порядок и следить за тем, чтобы никто ничего не сломал и не разбил. В общем, своими силами делаем всё возможное, и — успешно.
Организаторы называют это место «пират-клуб», у него есть сообщество в ВК: «Party_Close_Sarov»
Меня это «пиратство» отсылает к 90-м, когда мой знакомый переписывал песни с кассеты на кассету и продавал их своим одноклассникам. С одной стороны, это было ради денег. С другой стороны, пиратство — символ того, что музыка никогда не кончится. Она будет кочевать с пластинки на пластинку, с диска на диск, из бара в бар, она уже не будет принадлежать автору, она — будет звучать, сама по себе ценная, как феномен, как культ.
В пират-клубе, конечно, никто чужую музыку не копирует — здесь, наоборот, она авторская.
— По пятницам у нас киновечера, по субботам — живое выступление музыкантов и ночные дискотеки. Как-то у нас выступала группа «Nihil», их для нас «открыл» мотоклуб, мы ничего о них не знали. Потом эта группа даже выстрелила на «Умном радио». Есть ещё группа, малоизвестная в городе, называется «Побочные эффекты», молодые ребята, школьники. Девочка — вокалистка, у неё мощный голос. Интересная, самобытная музыка, — отмечает Антон.
Вся штука в том, что сюда может прийти каждый, кому это интересно, и поделиться своим творчеством. Никаких бюрократических проволочек, заявок на выступление, клянчанья помещения и оборудования — всё есть, и здесь всегда рады талантам.
— Хотим ещё в дальнейшем читательский клуб открыть — кто знает, вдруг людям зайдёт, — делятся организаторы. — Мы хотим перерасти во что-то большое, не просто какой-то местячковый клуб, гараж. А полноценное заведение. Хотим сделать перевозную сцену, делать опен-эиры за городом. Если получится, уже в этом году устроим, и в ближайшее время выложим афишу в нашей группе ВКонтакте.
Почему ребята делают это? Потому что могут и потому что хотят. Потому что сами любят музыку, занимаются творчеством и знают, как это важно: иметь свою среду, близких по духу людей.
Так кому эта пощёчина, спросите вы? Вялости, текучести, тишине. Никакой больше тишины. Время музыки.
 
                

 
				       
 
				        
				       _small.jpg)











 
            
 
                        