Человек с фотоаппаратом
Ещё каких-нибудь пару-тройку десятилетий назад, когда не было сотовых телефонов и цифровых плейеров, практически каждый мальчишка (да и многие девчонки) мечтал о собственном фотоаппарате. Хотя бы маленькой мальчишечьей «Смене» или «Астре». И уж совсем круто — «Практика», «Лейка» или «Зенит».
Однако для приобщения к фотоискусству одного желания (даже при наличии фототехники) было мало. Экспозиция, выдержка, расстояние до объекта… Прежде чем выбрать кадр и щелкнуть затвором, необходимо было разобраться с массой настроек. Но и это только треть дела. Ведь проявлять и печатать снимки тоже приходилось дома. Вечерами ванные комнаты многих квартир превращались в домашние мини-лаборатории. И не вовремя включенный домочадцами свет мог стать настоящей трагедией.
Фотоаппарат сейчас не редкость. Практически в каждой семье имеется хотя бы «мыльница» и солидный фотоархив. Современная техника умна. Она сама наведет резкость и оценит освещенность. А печать цифровых фотографий — процесс совсем не обременительный.
И всё же до сих пор остаются энтузиасты фотографического искусства, для которых фотоаппарат — не только и не столько возможность пополнить семейный архив, сколько способ самовыражения, способ поделиться своим восприятием мира.
Для того, чтобы нажать на кнопочку современного фотоаппарата, специальной подготовки не нужно. Однако художественная ценность снимков по-прежнему зависит от того, кто на эту кнопочку нажимает.
Занятия в фотошколе «Акцент» посещают люди увлеченные и очень-очень разные. И у каждого своя история творческого пути в фотоискусство.
У Романа три с половиной года назад родился сын. И счастливый отец взялся за фотоаппарат — хотелось запечатлеть процесс взросления наследника. Но качество фотографий не устраивало. Как же сделать яркие, интересные, запоминающиеся снимки для семейного фотоальбома? В поисках ответа Роман посетил массу интернет-сайтов, общался со знакомыми фотолюбителями, читал специализированную литературу.
А потом вдруг понял, что фотография «затянула». Стало интересно просто фотографировать.
Но в определенный момент (как это часто бывает) ему показалось, что он достиг пределов своих возможностей. Может быть, его ограничивает старый фотоаппарат? Нужна новая, крутая техника?
Объявление о наборе в фотошколу попалось на глаза случайно. Позвонил, чтобы спросить, чему же там учат. Осваивать технические аспекты процесса не хотелось. Но оказалось, что акцент в школе делают скорее на творческую часть. На то, что не зависит от марки и возможностей фотоаппарата. И Роман решил — что это именно то, что ему нужно.
Его ожидания полностью оправдались. Интерес к фотографии возрос. А главное — он увидел пути дальнейшего развития. Появилось желание попробовать себя в разных жанрах. Хотя детский портрет до сих пор — в приоритете.
Фотография вытеснила (хотя Роман уверен — только временно) другие его увлечения: военно-морскую историю и футбол. Впрочем, это увлечение, пожалуй, всё-таки основное. На 21 площадке, где Роман работает, у них с коллегами своя футбольная секция, под руководством Владимира Викторовича Руденко. Сплоченный спортивный коллектив собирается не только для того, чтобы погонять мяч, но и просто посидеть, отдохнуть, посмотреть интересные матчи.
С недавних пор появились у Романа друзья и среди фотографов. Всё больше удачных кадров. Растёт архив, насчитывающий уже тысячи снимков.
Вячеслав занимался фотографией с детства — в фотокружке на Станции юных техников. Потом был большой перерыв. Вновь взялся за фотоаппарат всерьез уже в зрелом возрасте. В детстве многое получалось интуитивно. На новом витке интереса к фотографии Вячеслав решил опираться на знания, за которыми и отправился в фотостудию.
— Что вам даёт фотография? — интересуюсь я у Вячеслава.
— Иногда я вижу то, что хотелось бы показать другим. Кадры интересные бывают. Раньше, в основном, получалось что-то репортажное. Впрочем, и сейчас тоже.
— Что вы от этого получаете?
— Удовольствие!
Коллеги иногда называют Вячеслава «формалистом», замечая, что геометрическим формам в кадре он уделяет внимания больше, чем содержанию снимка.
Его свободное время делится между фотографией и другим увлечением — эстрадными и народными танцами. Вячеслав занимается у Ирины Шаровой, в известном танцевальном коллективе «Вита».
Работа Марии связана с Интернетом, фотографией и рекламой.
Собственно фотографией она начала заниматься в 2000 году. По работе.
Тогда, восемь лет назад, она больше занималась запечетлеванием событий, чем творчеством. Потом поняла, что кадры получаются не слишком зрелищными. И начала изучать фотографию.

Но больше всё-таки училась на своих ошибках, чем на книгах.
Маше всегда нравилось снимать людей. Показать человека в своей среде. Продемонстрировать его красоту с той стороны, с какой сам себя он никогда не увидит. Поймать интересный момент. Она уверена — это было, есть и будет главным её увлечением.
По мнению Марии, занятие фотографией развивает наблюдательность, внимательность. Человек с фотоаппаратом постоянно отслеживает, что происходит вокруг.
Более серьезное, чем вначале, отношение к фотографии не изменило Машиных пристрастий. Её по-прежнему привлекает репортажная съемка. А с фотографом-репортером постоянно что-нибудь приключается. Ведь когда начинаешь снимать, погружаешься в этот процесс, и ничего вокруг, кроме объекта съемки, не видишь.
— Это было два года назад, — рассказывает Маша. — Я снимала репортаж в музыкальной школе. На конкурсе ЗАТО. Выбрала точку съемки, приготовилась. Там, в зале, вдоль стен устроены широкие подоконники. На них лежали инструменты: скрипки, виолончели. Я поставила туда же свою сумку, подальше от инструментов. Кто-то меня дернул, попросил отойти на другую сторону от сцены, снять оттуда… И про сумку я забыла. Но как только я отошла, у меня тут же кончилось место на флешке. Пришлось идти назад. Пока меня не было, кто-то переложил скрипки ближе к моей сумке. Концерт идёт, нужно фотографировать… Я, не глядя, хватаю сумку, и тут… С грохотом падает скрипка. Сейчас это смешно вспоминать. А тогда был шок. Я просто представляю себя со стороны… Люди пришли на концерт, сидят, погруженные в музыку… И тут в их жизнь с грохотом врывается репортер…
Мне не везет с этой музыкальной школой. В следующий раз я поставила в проходе штатив, который во время представления упал на ногу директору театра. И больше я туда не хожу…
Среди всех, кто занимается в студии, Сергей, пожалуй, самый увлеченный. Впрочем, это свойство его характера относится не только к фотографии. Как признаётся Сергей, вся его жизнь — одно сплошное увлечение. Ему всё интересно: живопись, скульптура, любые другие виды искусства. Ему интересно, что происходит за окном, на соседней улице, в другом городе. Ему до всего есть дело.
Хотя увлекает его многое, так серьезно, как фотографией, он ничем не интересуется. Появился этот интерес в конце девяностых годов. В советские годы отец Сергея (как многие другие) был фотолюбителем. Дома, в кладовке, хранился его старый реквизит: увеличители, бачки, просроченная химия, старая пленка. Сергею захотелось попробовать.
Старые, давно окислившиеся смеси, «завуалированная» фотобумага, покрытая трещинками пленка… Но ему понравилось. Так и началось его увлечение.
— Какое место в вашей жизни фотография занимает сейчас? — спрашиваю у Сергея.
— Почти всё место занимает! Я не считаю, что это хобби. Это моя жизнь. Я занимаюсь этим 24 часа в сутки. Хотя, возможно, я и преувеличиваю… Но с другой стороны… Здесь, дома, ещё куда ни шло. Но в поездках я посвящаю фотографии всё своё время. Нормальные люди едут в отпуск отдохнуть. А я еду фотографировать.
В настоящее время Сергея больше всего занимают цветные слайды. «Это самое яркое впечатление последнего времени, — рассказывает Сергей. — Какая красота! Какие тона, какие цвета! Фантастика! Ощущение присутствия, когда смотришь на экране».
Сейчас мало кто этим занимается. Сергей увлекается слайдами второй год. До этого занимался исключительно черно-белой фотографией.
У Сергея было немало выставок, но, как это ни парадоксально — ни одной в родном городе. Работы его выставлялись в Нижнем Новгороде, Городце, Бору, дважды — в Петербурге. А в Сарове — ни разу.
По мнению Сергея, для того, чтобы стать хорошим фотографом, самое главное — не быть равнодушным. Человек с фотоаппаратом — это тот, кто неравнодушен к тому, что видит вокруг. Если тебе захотелось запечатлеть то, что видишь, донести свой взгляд на мир до окружающих — считай, начало положено. Остальное приложится. Со временем.
И не важно при этом, какая у тебя техника. Делать отличные снимки можно даже «мыльницей».
— Существует даже такое течение: снимать дырочкой в коробке, — рассказывает Сергей. — Делают в коробке дырочку, приклеивают в темноте кусок плёнки и ставят где-нибудь часа на три. Камера-обскура. Самый простой приём. Потом проявляют и смотрят, какое волшебство получилось. Техника не так важна. Всё зависит от того, что у человека «на глазу», есть ли ему что сказать. А техника только помогает.
И ещё: обязательно показывайте другим свои снимки. Даже если считаете их неудачными. Конечно, в первую очередь фотография — для себя. Но и с людьми своими фотовпечатлениями нужно делиться обязательно. Самому легче будет.
Ничто другое Сергей не снимает так часто и с таким удовольствием, как природу. Ему не лень встать спозаранку, чтобы оказаться с фотоаппаратом в утреннем лесу. Чтобы описать своё отношение к любимому объекту съемки, Сергей цитирует художника Коровина: «Я язычески поклоняюсь природе». «И северу», — добавляет он от себя. Север, тайга, горы… Всё это завораживает Сергея. И ещё древняя Русь. По мере возможности Сергей старается ездить туда, где сохранились древние постройки. И снимает… Снимает… Снимает…
Часто фотография помогает сблизиться с людьми. Был, например, у Сергея такой случай:
«Я ехал в Питер, на учебу. И со мной в плацкарте разместились ещё трое — солдат (его сопровождали с дисбата на трибунал) и двое его конвойных. И солдат этот был одет в форму времен Отечественной войны: косоворотка, галифе… Я сделал несколько снимков. Очень уж колоритно он смотрелся. Да ещё в вагоне… И на черно-белой пленке… Он попросил отослать фотографию маме, написал мне адрес. Архангельская область, какая-то деревня…
Я отправил.
Через некоторое время (я уж и забыл про это) его мама присылает мне открытку, поздравляет с Новым годом, за фотографию благодарит. Я ей тоже что-то написал, она ответила. Завязалась короткая переписка. Было очень приятно. В другой раз я сфотографировал в Нижнем балалаечника одного. А потом мой брат (он в Нижнем постоянно живёт) рассказал, что видит его каждый день — тот в Кремле играет. Передал я дедушке фотографию. Он так обрадовался!
Мне нравится, что фотография способствует живому общению. Она сближает с людьми. И это здорово.
Ольга Ладик





