Итоги года. Новые задачи ИТМФ
«Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий» — этот крупный проект реализуется в соответствии с решением Комиссии при
В числе приоритетных направлений этого проекта разработка базового ряда суперкомпьютеров, создание программного обеспечения имитационного моделирования на супер-ЭВМ с массовым параллелизмом и его внедрение в работы предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, а также создание грид-сети для высокопроизводительных центров.
Первый заместитель директора ИТМФ, начальник научно-исследовательского отделения, доктор физ.-мат. наук Рашит Мирзагалиевич Шагалиев подвел итоги реализации проекта за 2010 год.
— Задача, которая стоит перед ядерным центром в сфере суперкомпьютерных технологий, является масштабной, поэтому наш Институт активно сотрудничает с целым рядом предприятий Госкорпорации «Росатом» и наукоемких отраслей, а также с организациями и институтами РАН и Минобрнауки. Напомню, что проект ориентирован на создание базовых компонент суперкомпьютерных технологий и их внедрение в атомную энергетику, авиастроение, космическую отрасль и автомобилестроение. По отраслям промышленности определены головные предприятия. Авиастроение представляет ОАО «ОКБ Сухого»; атомную энергетику — ОАО «ОКБМ Африкантов», отвечающее за создание судовых энергоустановок, ОАО «Атомэнергопроект» (Санкт-Петербург), ОАО ОКБ «Гидропресс» (Подольск), ОАО ВНИИАC; автомобилестроение — ОАО «КАМАЗ»; космическую отрасль — ФКП НИЦ РКП (Пересвет), ОАО «КБ химавтоматики» (Воронеж) и ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (Самара).
— Каждая отрасль имеет свои особенности технологического цикла. Получается, что помимо обеспечения предприятий суперкомпьютерами необходимо создать для каждой из них свой программный продукт?
— Не совсем так. С одной стороны, в основе имитационного моделирования лежат программные пакеты, с другой — для моделирования продукции отраслей необходимо создание виртуальных моделей, которые включают в себя специальное программное обеспечение. Мы предоставляем базовый инструмент для создания таких моделей.
— Насколько хорошо защищены программные продукты от возможного вторжения?
— Мы работаем над этим — привлекаются высококвалифицированные программисты ядерного центра. Создаваемое программное обеспечение имеет специализированную защиту от несанкционированного доступа и копирования, а также регистрируется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
— В минувшем году в ИТМФ была разработан и запущен в производство так называемый компактный суперкомпьютер (КС) терафлопного класса. Почему была выбрана именно такая мощность?
— Перед нами стояла задача создать вычислительную машину с высокими техническими показателями, но при этом доступную по цене, не требующую специальных инженерных систем для эксплуатации и соответствующую определенным санитарным нормам (например, по шумозащищенности) для массового использования на предприятиях, причем в обычном рабочем помещении. Все эти условия были выполнены. Вы видели: системный блок раза в четыре по размерам больше обычного, но работает практически бесшумно (как обычная ПЭВМ), имеет систему внутреннего жидкостного охлаждения, питается от розетки мощностью 220 Вт. Что касается производительности, то, на наш взгляд, на данном этапе ее вполне достаточно для решения задач проектирования отдельных узлов сложных инженерных систем. В дальнейшем планируется разработка компактных супер-ЭВМ следующего поколения. Мы готовы увеличить производительность КС в этом году до 3 Тфлопс, а в следующем — до 5 Тфлопс.
— Сколько машин уже передано заказчикам и будут ли КС внедряться непосредственно в нашем ядерном центре? Наши молодые специалисты на недавнем семинаре в Технопарке проявили к КС огромный интерес.
— На данный момент передана на предприятия уже 21
Следующее направление, за которое отвечает наш Институт, — создание грид-систем — обеспечит доступ к вычислительным ресурсам суперкомпьютеров для проведения наукоемких расчетов в удаленном режиме. В настоящее время к вычислительным ресурсам нашего ядерного центра уже имеют доступ более 15 организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Н. Новгорода, Казани и других городов. Полагаю, что наш Институт вряд ли столкнется с нехваткой вычислительных мощностей.
— Вернемся к вопросу программного обеспечения.
— В 2010 году мы оснастили 140 рабочих мест нашими программными продуктами. При этом всех специалистов, которые будут работать с нашими вычислительными машинами и программами имитационного моделирования, мы обучали здесь, на базе ядерного центра.
Этот процесс привел нас к идее создания соответствующего Центра компетенции и обучения. И мы обратились в Технопарк. Во-первых, это открытая территория. Во-вторых, у них есть специалисты в сфере менеджмента и экономики, которые помогли бы нам с продвижением КС и программного обеспечения. Центр компетенции и обучения может взять на себя сопровождение программного обеспечения. Мы понимаем, что уровень подготовки специалистов, которых присылают к нам на обучение, разный. Кроме того, в любой работе встречаются узкие места, и если вдруг срочно понадобится консультация, то ее можно было бы проводить в режиме online. Сейчас наши специалисты при необходимости выезжают на места к пользователям. Причем, на мой взгляд, эту практику необходимо будет сохранить, несмотря на продвижение информационных технологий.
— То есть ИТМФ готов взять на себя новую ответственную задачу?
— Совершенно верно. Это для нас возможность расширить круг отраслей и их промышленных предприятий, которые будут использовать создаваемые в РФЯЦ-ВНИИЭФ суперкомпьютерные технологии. Конечными результатами этого станут сокращение сроков и затрат на проектирование, оптимизация конструкций и технических характеристик изделий, повышение их надежности и эксплуатационного ресурса, а также снижение экономических затрат на разработку. То есть как раз тот эффект, которого ждет от внедрения суперкомпьютерных технологий правительство РФ.
На базе Технопарка мы также планируем создать инжиниринговый центр, который оснастим высокопроизводительными вычислительными машинами. Центр будет выполнять различные задачи в интересах широкого круга заказчиков на договорной основе.
— Развитие суперкомпьютерных технологий потребует соответствующих специалистов. Но готовы ли вузы сегодня взять на себя их подготовку?
— Это очень важный вопрос, без решения которого этому направлению будет трудно развиваться. Да, руководство РФЯЦ-ВНИИЭФ продумывало его еще на этапе подготовки проекта, и поэтому в 2009 году совместно с академиком Владимиром Борисовичем Бетелиным, научным руководителем нашего проекта, мы обратились в несколько вузов. В частности, были проведены встречи руководства РФЯЦ-ВНИИЭФ и ректора МГУ им.
Кроме того, у нас имеются очень тесные связи с другими университетами, например, ННГУ им. Лобачевского — одним из вузов, который активно сотрудничает с ядерным центром. Так что работа уже началась.
— У ВНИИЭФ серьезные успехи в 2010 году в области суперкомпьютерных технологий. Но ваша работа — это еще и большая ответственность…
— Действительно, работы, которые мы сейчас ведем, связаны с большим напряжением, жесткими сроками и обязательствами. Оценивая итоги 2010 года, можно отметить, что здесь достигнуты крупные результаты. Это способствовало тому, что к РФЯЦ-ВНИИЭФ относятся в настоящее время как к одному из лидеров в области развития суперкомпьютерных технологий. И на мой взгляд, это абсолютно заслуженно. Но в этом не только наши заслуги, но и всех, кто работает с нами в рамках широкой кооперации.
Я хочу подчеркнуть, что наши успехи были бы невозможны без активной работы руководства ядерного центра и, в частности, его директора
Елена ТРУСОВА, фото Елены ПЕГОЕВОЙ






