Моно опять нуно
В июле прошлого года в своем материале «Моно, но не нуно» я писал о том, что Саров был исключён из федеральной программы поддержки моногородов. И даже разъяснял причины.
Если вкратце, то в эту программу наш город попал по формальному признаку — наличию одного градообразующего предприятия. Но программа изначально была ориентирована на поддержку стагнирующих и слабых территорий. То есть тех, где градообразующее предприятие пришло в упадок и уровень жизни населения снизился.
В итоге по программе мы вообще не могли рассчитывать на финансовую помощь, при этом отчёты необходимо было еженедельно заносить в Минрегионразвития.
Ну, исключили и исключили, особо никто не переживал. А тут опять новости. В конце 2013 года полномочия по кураторству поддержки моногородов на федеральном уровне перешли от Минрегиона к Минэкономразвития (МЭР). И возник новый подход к старой теме. Кто-то со светлым взглядом и красным карандашом по списку городов пробежался и восклицательных знаков на полях понаставил.
МЭР пришло к выводу, что одни губернаторы, видимо, пытались включить в список больше своих городов для привлечения больших финансовых средств. Другие, судя по всему, руководствовались другой логикой: пришлёшь данные о слабых городах, а тебе по попе а-та-та. Дескать, до чего область довёл!
В итоге список получился несбалансированный. Из десятки ЗАТО некоторые попали в моногорода, а та же Свердловская и Пензенская области решили, что этот статус для их «колючих» не подходит.
«Отрезали» и мелочь с численностью населения до 3000 человек. Мол, не фиг с этим в федеральную программу лезть, такие посёлки и регионы самостоятельно поддержать смогут.
В итоге оставили один критерий для попадания в программу — число занятых на градообразующем предприятии. Их должно быть выше 20% от экономически активного населения.
Как пишет журнал «Эксперт», список планируется утвердить приказом Минэкономразвития в первом квартале нынешнего года, он будет корректироваться ежегодно. По предварительным оценкам, новый список будет включать в себя 200−250 моногородов. Об этом сообщил Андрей Соколов, руководитель департамента особых экономических зон и проектов регионального развития МЭРа.
Ну и про нас не забыли: «В список войдут все ЗАТО. Эти города также неоднородны. Есть устойчивые города с устойчиво работающими объектами, например Саров. Есть ЗАТО, в отношении которых Росатом вынашивает планы «открытия периметра» с привлечением внешних инвесторов в город. Пример — ЗАТО Заречный Пензенской области, где есть планы создания технопарка. Единственное ограничение — запрет на приход иностранных собственников и инвесторов.
Теперь про главное: про денежки. Как оказалось, в 2010—2011 годах 48 моногородам были предоставлены средства в размере 24,1 млрд. рублей из федерального бюджета на реализацию их комплексных инвестиционных планов.
Кроме того, в 2010 году выделено 3,5 млрд рублей в форме субсидий на снижение напряженности на рынке труда в моногородах. В 2012—2013 годах федеральные деньги не выделялись, но и тех, что дали, вы не поверите, оказалось слишком много. Кусок оказался не по рту, и не все средства моногородам удалось освоить.
Тем не менее сегодня Минэкономразвития рассчитывает на резервный фонд федерального бюджета. Министерство готовит предложения правительству РФ, где попросит разблокировать 6,4 млрд рублей из зарезервированных на антикризисные меры и пульнуть их на поддержку моногородов.
Денежки моногородам предложат тратить с умом, делая упор на инвестиционные проекты. В частности, в соответствии с поручением председателя правительства на базе дочерней организации Внешэкономбанка «ВЭБ Капитал» создан проектный офис для реализации инвестиционных проектов в моногородах, который будет помогать инвесторам формировать проекты на местах, а также оказывать им содействие в привлечении финансирования, в том числе от ВЭБ.
Стоит остановиться и на анонсированной «тактике малых дел». Поскольку, на мой взгляд, эта концепция напрямую касается Сарова. Тактика малых дел придумана для стабильных моногородов с устойчивым в среднесрочной перспективе градообразующим предприятием, но не имеющих потенциала развития альтернативной городской экономики.
Предполагается, что в таких городах есть ряд проектов, которые способны серьёзно улучшить качество жизни людей. Можно реконструировать городскую инфраструктуру, улучшить состояние ЖКХ, развить индустрию досуга. Подобные «малые дела» не требуют больших инвестиций.
Как по мне — опять запахло инвестиционной зоной, которую с тоской вспоминают саровчане. Будем надеяться, что у наших получится обоснованно доказать, что нам денежные средства ой как нужны. Тогда заживем!





KOSS