Четыре дня в Казани, ч.2
Часть вторая. «Фестиваль”
С 11 утра 30 августа зарядил проливной дождь. Сидя в довольно уютном ресторане Парус, где я решил заранее отобедать, у меня возникали различные пессимистические образы немногочисленных людей под зонтиками, слушающих малознакомых зарубежных исполнителей… Фестиваль, полагал я, под угрозой провала, и самые худшие опасения Макаревича, высказываемые им днем ранее, оправдывались. Потом, правда, дождь уменьшился, и к началу концерта (13.00) лишь изредка принимался моросить.
Фестиваль открыли Андрей Макаревич, мэр Казани Ильсур Метшин и продюсер фестиваля Сергей Миров. Откровенно говоря, уже и не помню, что они там сказали, да и неважно это. Вели концерт уже упомянутая мною Ксения Стриж и Сева Новгородцев:

Концерт начался грузино-осетинским дуэтом малоизвестных исполнителей, который был создан за несколько дней до фестиваля в связи с известными событиями. Первым музыкантом, который мне запомнился, был Джеффри Ориема:

Джеффри Ориема родом из Уганды. Миру его открыл Брайан Ино, именно он спродюсировал первый альбом этого музыканта. Понравилось, прямо скажу. Незамысловатая гитара + социальные тексты + африканские мотивы в прохладной Казани сделали свое дело. Рекомендую.
Потом была Зуля Камалова. Замечательная девушка, уже упоминал о ней в первой части, пишет песни и исполняет их:

Я вообще люблю, когда девушки поют, но здесь все было как-то без напряга и претензий, такие просто очень хорошие песни на английском, русском и татарском языках. Понравилось. Определенно, открыл для себя Зулю Камалову:

В вип-зоне периодически возникали разные персоналии. Мэр Казани:

Музыканты некоторых коллективов:

Андрей Макаревич вообще сидел в вип-зоне с самого начала вплоть до своего выступления в конце фестиваля. Сидел и наблюдал.
Выступление Инны Желанной:

Следующим из тех, кто запомнился, был Энвер Измайлов:

Музыкант живет на Украине, исполняет музыку в стиле этно. Это просто надо слышать и именно на концерте (потом послушал запись на промо-диске к фестивалю — совсем другое ощущение). Отличная импровизация на нескольких «гитарах”, где по ходу выступления записывается либо голосовой, либо гитарный сэмпл, потом он включается, и на него уже идет наложение того, что исполняется в данный момент.
К 16 часам дня количество пришедших на Площадь Тысячелетия людей увеличилось (вид с расположенного рядом цирка):

Как выяснилось из разговоров, основная часть пришедших, хоть и проявляла интерес к незнакомым музыкантам, но ожидала Машину Времени и Земфиру:

Выступление Кейта Эмерсона и его группы:

Рядом с ним его нехилая установка. Выступление получилось довольно заводным, в духе веселых 60х:

Под конец, правда, установка совсем сломалась и начала издавать жуткие звуки. Выбегали техники, копались там, но сделать ничего не смогли. Ну да ладно.
Адриан Белью:

Американский гитарист, игравший в свое время в King Crimson. Исполняет так называемый прогрессив-рок. Сольно его не слышал до этого, поэтому не вник. Надо будет еще послушать.
Группа KTU:

Довольно крутое соединение американской поп-рок-энергетики и европейской андеграундной психоделики (не только в стиле, но и в составе музыкантов). Набор инструментов соответствующий. Правда, мне больше понравилось домашнее прослушивание их студийной записи, нежели концертного исполнения. За 20 минут выступления въехать в эту музыку не успел. А дома с кальяном хорошо идет.
Тони Левин:

Считается одним из лучших басистов в истории рока. Записывался или играл со многими известными музыкантами и коллективами 20 века — Dire Straits, Pink Floyd, Yes, Брайан Ферри, Джон Леннон, Ринго Старр. Один из участников King Crimson.
На концерте, кстати, King Crimson сыграли в своем классическом составе. Не было только создателя и лидера коллектива, Роберта Фриппа.
БГ — наше все. Тут и комментировать нечего:

Следующими были Future Sound of London:

Вот это было по-настоящему здорово, скажу я вам. К тому времени уже удачно стемнело, и психоделический электронный саунд группы, сопровождаемый соответствующим видеорядом на экранах, ввел часть зрителей в состояние транс-расколбаса. И меня зацепило.
Машина Времени отыграла, в который уже раз, свои самые известные хиты. В память настойчиво лезла известная строчка из песни группы Ленинград «Меня зовут Шнур”:

Потом был дуэт с Патти Смит, исполнили «Пока горит свеча”. Благодаря Патти получилось круто:

Затем Патти Смит выступала уже сольно. Слушалось круто. Особенно понравилось ее исполнение «Smells Like Teen Spirit”. На мой взгляд, это чуть ли не единственный альтернативный вариант песни, имеющий право на жизнь. А еще она выкрикнула сакраментальную фразу «No fucking war!”, радушно принятую зрителями.
Сольное выступление Патти Смит зафиксировать не удалось из-за возникших трудностей с охранниками — они заметно нервничали из-за приближающегося выступления известной уфимской певицы.
Потом была, собственно, Земфира:

Земфира выступила профессионально, как всегда, но чувствовалось, что этот фестиваль ей не сильно нужен, и сейчас она всецело занята релизом бисайдов.
Историческим, в некотором смысле, выглядел дуэт Земфиры и Патти Смит. Исполнили песню на английском языке, Земфира подсматривала текст (кадр видео):

В завершении концерта внушительная часть музыкантов вышла на сцену, и все вместе исполнили «All You Need Is Love”. Земфира, стоит сказать, в данной оргии не участвовала.
Громкий и яркий салют обозначил окончание 9-часового действа:

Уставшие люди поплелись по домам. Специально для них по городу пустили много маршруток.
Я еле влез в одну из них и покатил на окраину. Вместе со мной ехал десяток совершенно невменяемой от опьянения молодежи. Часть из них заплетающимся языком пела «Это все…”, некоторые, демонстрируя свою удаль, отламывали какие-то пластмассовые крепления с окон маршрутки. «Гив пис э ченс” в действии.
Общее впечатление от концерта — двойственное. Хорошая музыка — это замечательно, но вся эта фестивальность постоянно навевает ощущение очередной «солянки”, вроде Нашествий Крыльев, и здесь избавиться от этого, на мой взгляд, не удалось, хотя Макаревич и противопоставлял свое детище вышеупомянутым пивным мега-рок-событиям. Фестиваль распался на отдельных, бесспорно замечательных, музыкантов, общая идея затерялась, немногочисленные лозунги о мире во всем мире «слушались банально” (ДДТ), да и последнее массовое исполнение песни, которой больше 40 лет, поднимало из глубин сознания образы какой-нибудь Песни Года и наводило на мысль о том, что сказать, по большому счету, в принципе уже нечего («Все уже украдено до нас…”).
И только доехав до своего временного пристанища, я догадался, что источником этих нерадостных мыслей является тот факт, что я в этот день не поужинал. Сбегав в круглосуточный магазин, приобретя пиццу и съев ее, я благоговейно ощутил, что фестиваль все-таки получился приличным.
Окончание следует.
Schultz
 
                

 
				       
 
				        
				       



 
             
                
             
            
 
                         
                         
                         
                        
djdance