Жильё, житьё и рынок
 Не так давно в Сарове резко поднялись цены на жилье. Взлетели в полтора раза, да так и не опустились.
Не так давно в Сарове резко поднялись цены на жилье. Взлетели в полтора раза, да так и не опустились.
Что стало причиной — град ли побил цементные заводы или утрачен секрет производства кирпичей? Знающие люди объясняют: гримасы рынка. Спекулятивный фактор. Рынок выровнял претензии различных общественных групп «стихийной» ценой. Квартиры успешно продаются, какие проблемы?
Проблемы у молодежи — перспектива семейного гнезда стала призрачной. Выросли цены на съем жилья. Отложить с получки на покупку квартиры стало еще труднее. Рост цен на недвижимость опережает рост зарплаты… Безнадега. Лучше купить «тачку», хоть получишь моральную компенсацию. Почувствуй себя хозяином в машине, если не дома.
Проблемы у всех, кто поневоле не интересуется недоступной недвижимостью. При средней зарплате в 2011 г. по Сарову в 25 тысяч — сколько людей получают зарплату ниже среднего? Это многие врачи, учителя, продавцы. Учитывая неравномерность распределения доходов, их большинство. Они не способны купить жилье по 60 тысяч за метр, тем более с грабительской ипотекой. Есть жилье у родителей — уплотнят. Бедность, как правило, воспроизводится. Потомки уплотнят уже их, а следующие поколения будут скитаться по съемным углам. Неведомые ранее поколения перекати-поле. Новые кочевники с разрушительной психологией. Отложенные жилищные проблемы непременно аукнутся в будущем. Те, кто думает, что это не их беда, ошибаются. Зацепит всех, и деньги не спасут.
Есть люди, «вкладывающие» деньги в жилье, как в надежный товар. Цены растут — покупать еще выгоднее, пузырь раздувается. Появились незаселенные квартиры в сочетании с зарождением слоя «навеки бездомных». Обморочная цена на жилье определяется еще и тем, что это жизненно важный товар. Денег, сколько ни есть, на него не пожалеют. Задача фабрикантов и спекулянтов состоит в том, чтобы изъять деньги по максимуму. Вы действительно хотите жить по законам рынка или просто не подумали?
Гримасы рынка объясняются не столько личными пороками спекулянтов, сколько нацеленностью хозяйства на прибыль. Противоречием между коллективным характером труда и частным характером присвоения. Есть и другой тип хозяйства, целью которого является удовлетворение потребностей. Сделал, неважно что, но получил прибыль — 
Для правильного понимания происходящего важны разные точки зрения. Нужно оглядываться в прошлое, смотреть по сторонам. Знание «потаенных» механизмов, осознание чаяний — защищенности и справедливости, меняет сознание. Преображенное сознание определяет новое бытие. Энергия объединенных людей, осознавших свою правоту и силу, породила фантастический драйв сталинских пятилеток, Победу и «наш» космос.
В связи с этим понятно нежелание власти говорить про успешный опыт СССР. Придется сказать и об ошибке в выборе исторического пути. В СССР не чурались отечественной — «царской» — истории, опыта капстран. Брали все лучшее и отбрасывали заведомо отжившее. В РФ ситуация обратная. Хорошего (из СССР) не берем, болячки похуже перенимаем у Запада. Рынок, как принципиально иное мироустройство, вводился под лозунгом улучшения условий жизни. Не знавшей безработицы, унижения наемных работников и безнадежных бездомных скитаний.
По вводимой на душу населения РФ площади жилья только недавно вышли на «дореформенный» уровень. При этом почти всё продается по рыночной цене. Это усиливает и без того катастрофическое расслоение общества. Те, кто и хотел бы, но не смог найти высокооплачиваемую работу, «не претендует» на улучшение жилищных условий. Рыночная экономика не предоставила им выбора.
В СССР выбор был. Можно было ждать очереди на бесплатное жилье. В 1987 г. жилищные условия улучшили 17% населения РСФСР, в том числе малооплачиваемое, что совсем не значило «бездельники, не заслуживающие важнейших жизненных благ». Как сравнить с нынешней РФ? Нельзя делить на ноль.
Жилье быстро давали там, где была нужда в кадрах. Это решало проблему мобильности, о которой теперь столько пустых разговоров. Наконец, жилье можно было купить. Цена кооперативной квартиры в 1987 г. в Москве — 192 руб. за метр. Квартира в 50 метров обходилась в четыре среднегодовые зарплаты по РФ, при этом давался кредит на 15 лет с низкой ставкой. Шахтер Кузбасса, при его зарплате (рабочего) в тысячу рублей, мог купить подобную квартиру за 7 месяцев труда.
Сейчас в Сарове она обойдется в десять (!) среднегодовых зарплат, и это не учитывая удвоение, а то и утроение цены процентами… Для среднеоплачиваемого работника — пожизненная кабала с кошмаром потери работы или снижения зарплаты. Небогатых новоселов отправят кушать кору с деревьев на всю жизнь, получая неплохой процент с хорошей цены. Если не кинут — по РФ полно обманутых дольщиков, о которых не слыхивали в СССР.
Для советской молодежи строили МЖК. Квартиру, по составу семьи, давали всего за год работы на стройке. Хорошо для молодых, выгодно для страны. Вкладывали государство и предприятия, заинтересованные в кадрах и крепкой молодой семье. Задача извлечения прибыли исключает такую «благотворительность». Дворцы не любят хижин.
Обещали, что реформы сказочно разовьют производство. Рачительность, новые технологии, пришпоренный труд… Недорогих квадратных метров должно стать, как у дурака фантиков. Однако и производство толком не выросло (а по обновлению основных фондов в строительстве просто катастрофа). И с рыночной ценой беда. Хотя рабочих на стройке нанимают как можно дешевле, пусть неквалифицированных (кому-то потом жить во всем этом), пусть издалека ввезенных. Прибыль, бизнес, интерес…
Рыночная система безумно расточительна и просто опасна. Из книги американского этнографа 
Провозгласив примат частного интереса, можно добиться только частной же победы. В ущерб многим, умножая общую беду. Говорят о «просачивании богатства вниз». Кормитесь крошками с барского стола! Откуда ни возьмись, появились «кормильцы», удачно назначающие процент и цену жилья. Сравните — «У советских собственная гордость / На буржуев смотрим свысока». Да, так и смотрели, а теперь смотрим снизу… «Советские» двадцать лет назад строили не меньше, чем сейчас, без их разорительной опеки. Не закладывая мин замедленного действия в виде замороженных молодежных проблем.
Не напрасно ли мы утратили СССР, а с ним и советскую гордость? Не рано ли забыты пафос строк Маяковского, радость коллективного труда на общее благо и нехитрые уроки политграмоты? Не слишком ли дорого обходится это затянувшееся забвение?
 
                

 
				       
 
				       





 
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
            
 
                         
                         
                         
                        
серожа