Медицинская оптимизация
 В СССР была уравниловка, очередь на покупку автомобиля и всего три-четыре сорта колбасы. Вынужденные жить в такой душной атмосфере люди жаждали демократии, колбасы и свободного предпринимательства.
В СССР была уравниловка, очередь на покупку автомобиля и всего три-четыре сорта колбасы. Вынужденные жить в такой душной атмосфере люди жаждали демократии, колбасы и свободного предпринимательства.
В девяностые годы страна таки порвала цепи тоталитарной несвободы. И только спустя годы пришло понимание, что при социалистическом мироустройстве многие бонусы государство подгоняло абсолютно бесплатно: образование, медицинское обслуживание 
Так вот, в минувшую среду главный врач КБ-50 Сергей Борисович Оков собрал журналистов на пресс-конференцию. Рассказал людям с диктофонами, что будет происходить с городской медициной в будущем году.
Режут у нас медицину. По живому режут. Велят сокращать ставки и койкоместа. Есть, дескать, некий регламент, согласно ему и ужимайтесь. Привыкайте жить в условиях финансирования только фондом обязательного медицинского страхования, а федеральные отчисления потихоньку забывайте.
Правда, для сотрудников института и пенсионеров, работавших во ВНИИЭФ, некие медицинские программы оставили — по линии ФМБА. А все остальные жители — будьте добры на общие основания. Упор теперь будет сделан на амбулаторное лечение: полежал в больничке положенное количество дней — и на выписку. Если лечение проходит без обострений.
С одной стороны, конечно, страшно вдуматься! Как это со сломанной конечностью дома торчать, а не на койке под бдительным присмотром профессиональной медсестры. А с другой — гляньте кино зарубежное. Там главный герой только десять секунд экранного времени после аварии в палате больничной лежит. А дальше уже дома с палочкой ковыляет.
По сути за таким больными нужен уход при минимальном медицинском вмешательстве. Как говорят, препаратная база в этом смысле далеко шагнула. Если раньше нужны были сложные манипуляции с внутривенными вливаниями, то сейчас зачастую лекарства самостоятельно себе внутримышечно делаются. Опять же, с побочкой хорошо справляются.
Технологии медицинские тоже не стоят на месте. Сергей Борисович на прессухе упомянул, кстати говоря, мой материал о том, как мне лапароскопию делали. Раньше бы месяц на койке отдай и не греши, после полостной-то операции. А теперь десять дней — и на выписку к активной жизни. Так что местами и не плохо это, а вполне рационально.
Хотя, конечно, людям от этого не спокойнее. Все понимают, что в первую голову оптимизация ударит по возрастным категориям саровчан. Люди, привыкшие осенью ложиться в стационар на «пролечивание», больше этого сделать не смогут. Слишком сузится круг показаний к стационарному режиму лечения. Скорая, надо сказать, теперь тоже на бесплатной (вернее на оплаченной фондом ОМС) основе будет, собственно, только услуги неотложной медицины и предоставлять. Жизнь спасут, а каждый раз вызывать, когда «в ушах зашумело» — денег не напасешься.
В этом смысле обнадёжить нечем. А если кто думает, что на «цивилизованном западе» по-другому, рекомендую припасть к первоисточникам, с друзьями там, на западах, пообщаться, сайты почитать.
Ожидайте удивительного: в мире везде рулит денежная единица, за неё, родимую, любой каприз медицинский. У нас, кстати, говоря, тоже пожалуйста. Считаешь, что положенного по регламенту срока пребывания на больничной койке для тебя мало? Оставайся в больнице ещё на недельку — но на платной основе.
Давайте перейдем к холодным цифрам:
- В проекте государственного задания на 2014 год для КБ-50 предусмотрено уменьшение федерального финансирования на 230 млн. рублей, в том числе фонда заработной платы на 190 млн. рублей.
- В стационаре будет сокращено 97 коек терапевтического, кардиологического, гинекологического, травматологического, урологического, офтальмологического, гастроэнтерологического и неврологического профилей. Интересно, что зачастую сокращенные койки фактически остаются в помещениях больницы готовыми к приему пациентов. Это некий резерв на случай форс-мажерных ситуаций. Была же эпидемия дизентерии несколько лет назад, уложившая на койки, порядка 120 человек или гололед, спровоцировавший массу травматологических случаев.
- В связи с невозможностью финансирования из федерального бюджета будут закрыты 100 мест дневного пребывания педиатрического профиля (бывший санаторий «Солнышко»).
- Сократят сверхнормативные ставки — всего около 280, что с учётом совместительства составит примерно 180 человек. Наряду с медицинским персоналом, сокращается администрация и вспомогательные службы.
- Не будут из федерального бюджета оплачиваться виды помощи, включенные в территориальные программы ОМС — другими словами, исключается дублирование финансирования одного и того же вида помощи.
- Исключаются непрофильные виды работ. К ним относится, например, перевозка тел умерших. Окончательные же цифры сокращений будут известны после согласования государственного задания, сегодня планово-экономическая и организационная работа продолжается.
Задал я Сергею Борисовичу и сакраментальный саровский вопрос. А вот ежели не станет он выполнять условия, спущенные сверху по сокращению штата и койко-мест, — что тогда будет?
Сергей Борисович уточнил, что если интересует вопрос, уволят ли его, то можно ответить — нет, не уволят. Просто сократится размер заработной платы всех сотрудников КБ-50. Финансовая-то овчинка одного размера. И растянуть её на все потребности современной больницы не получится. При этом совершенно логичной выглядит озабоченность ассоциации городов ЗАТО.
Дело в том, что специфика закрытых городов такова, что сокращаемому медицинскому персоналу некуда пойти по своему профилю. Незначительное количество устроится в коммерческую медицину, а остальные осядут кассирами в сетевых магазинах.
ФМБА понимает необходимость особых условий для жителей ЗАТО. Поэтому готовы к конструктивному диалогу с Росатомом. Предполагается, что в ближайшее время Кириенко встретится с руководством медико-биологического агентства. На полное восстановление финансирования, конечно, надеяться не стоит, но что-нибудь дадут.
Интересно и другое. Сегодня, в соответствии с трудовым кодексом, сокращают тех, кто менее квалифицирован. Поэтому возникает ситуация, когда вместо сокращения пожилого, но более квалифицированного сотрудника, сокращают молодого, не успевшего эту квалификацию получать.
У нас для стимулирования выхода на пенсию пожилых работников была придумана разовая выплата. Но это лишь дополнительный мотивирующий фактор. Дискриминация по возрасту запрещена законом, если кто не знал, и заставить людей выйти на пенсию, давая дорогу молодым, не представляется возможным.
Поэтому до 1 января будет издан приказ об изменении штатного расписания. И после этого, ещё два месяца (до марта) сотрудники будут продолжать работать в КБ-50. Им по закону о ЗАТО в течение шести месяцев после увольнения также будет выплачено пособие. На это, кстати говоря, руководство КБ-50 просит выделить федеральные деньги.
Вообще, в нашем случае, вероятно, правильнее был бы постепенный переход, растянутый по времени и сглаженный денежными вливаниями. Но на сегодняшний день логика правительства вот такая.
Ведь ещё до прошлого года действовало постановление правительства о федеральном финансировании жителей города сверх средств фонда ОМС. Сегодня этот «жирок» (порядка 140 койкомест) подрезали. Надо отметить, что сокращение коечного фонда проходит достаточно давно, в среднем на 10% в год. Как прокомментировал Сергей Борисович, нас ожидает трёх-четырехлетний переходный период, сложный как для пациентов, так и для медиков.
Какой же план у КБ-50? Сокращение в стационаре планируется компенсировать за счет интенсивности использования коек и развития стационар-замещающих технологий. Планируется увеличение числа мест дневного пребывания для взрослых.
Интенсивность работы увеличится. С большей нагрузкой придется работать персоналу стационара. За год число пролеченных в стационарных отделениях больных увеличится примерно на 20−30%. Соответственно увеличится нагрузка и на диагностические подразделения.
Что касается зарплаты, то этот вопрос наиболее сложный. Сокращение персонала не полностью компенсирует уменьшение фонда оплаты труда. Задача администрации и коллектива — найти дополнительные источники финансирования. Вероятно активно начнет развиваться сфера оказания платных медицинских услуг.
Короче, вывод такой: рано или поздно этот момент должен был наступить. Пора понять, что сегодня ваше желание лечиться вовсе не является теперь достаточным основанием для оказания бесплатной медицинской помощи.
Хотите полечиться без направления врача — платите деньги. Бесплатно, вернее в рамках оплаты фондом ОМС, будет оказываться медпомощь только тем, кому это показано. Уже были случаи, когда люди лежали в реанимационной палате до полугода — и потом не платили ни копейки.
Но при этом если вы считаете, что каждый год вам надо «прокапаться», но никакой врач вам это «прокапаться» не прописывал — будьте любезны в хозрасчётное отделение. Все выезды скоро помощи на дежурство в рамках массовых мероприятий — за отдельные деньги от организаторов этих самых мероприятий.
Теперь не как в «душном совке», теперь нам доступны поездки за границу и покупка автомобилей в кредит, сорок сортов колбасы и свободный доступ к порнографическим журналам. Попутно «освобождаемся» мы постепенно и от бесплатных медицинских услуг.
 
                

 
				       
 
				        
				       



 
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
            
 
                         
                         
                         
                        
Крот А