Олимпийский полицейский
Заметил за собой — я прям как шахтёр: нашёл жилу, и давай её разрабатывать. Вот полицейских наших взять: удалось познакомиться поближе с многими, в общественный совет вошёл, опять же — и всё, подавайте, говорю, мне очередного для разговора!
Спасибо пресс-службе нашего УВД Юле Павловской, сама информационные поводы находит и с коллегами своими убедительно разговаривает, предлагая со мной встретиться.
В этот раз достался мне капитан полиции Евгений Шумилин — ВРИО начальника ИВС МУ МВД России по ЗАТО Саров. Достался не просто так, а по поводу. У нас ведь как: когда народ отдыхает, обязательно есть те, кто работает — охраняет тех, кто массово развлекается.
В составе сводного отряда нашей области Евгений обеспечивал порядок на Сочинской олимпиаде.
— Как попали в списки командированных. Добровольно или по приказу?
— Скорее, добровольно. Всегда когда формируется большая группа для работы в других регионах, есть те, кто не хочет ехать. Им нашли замену из желающих. Лично мне было интересно. Предложили — согласился. Мне было интересно побывать на олимпиаде, получить заряд положительных эмоций
— Чем занимались?
— Логично, что работа всех сводных отрядов заключалась в охране общественного порядка, недопущение терактов, провокаций и других противоправных действий, которые могли бы препятствовать проведению олимпиады. Принимали участие в оперативном прикрытии и защите олимпийских объектов, в том числе и гостиниц для спортсменов и болельщиков. Конечно, охраняли и сами спортивные объекты.
Что касается непосредственно нашего сводного отряда от Нижегородской области (порядка пятисот человек) то в него входили сотрудники ГИБДД, ППС, оперуполномоченные. При этом функции ППС выполняли не только профильные сотрудники, но и полицейские из других отделов — поскольку нельзя было полностью оголять этот участок, забирая большое количество несущих в нём службу людей. В Сочи в этом направлении работали и сотрудники, например, кадрового отдела, а в сводном курганском отряде в форму ППС переодели ребят из ГИБДД.
— Эксцессы были во время службы?
— С серьезными нарушениями ни я, ни кто-то из моих коллег не столкнулся во время проведения олимпиады, поскольку в преддверии этого события была проведена глобальная профилактическая работа с населением. Мы, в частности, приехали за два месяца до открытия и сразу же начали заниматься поквартирным обходом. Наш отряд работал в хостинском районе — обходили целые районы, садоводческие общества. Проверяли документы у всех поголовно. Задача была поставлена следующая: убрать с территории города Сочи всех, кто не прописан в Сочи, Адлере или Лазаревском. Соответственно шла внеплановая проверка всех ранее судимых граждан, всех, у кого есть разрешение на оружие.
— То есть на ваш взгляд меры по обеспечению правопорядка оказались эффективными?
— Да. Вся информация о происшествиях должна доводиться до личного состава — где и на что следует обратить внимание. За время моей командировки ничего крупного не произошло. Полицейские в буквальном смысле стояли «на каждом углу», все страховали друг друга. Всегда в пределах видимости были наши сотрудники. Это в самом городе. Но и чтобы добраться до него, тоже нужно было преодолеть несколько линий охраны. В городе не было даже автотранспорта, не зарегистрированного в Сочи.
— Сводный отряд нижегородцев — 500 человек. А вообще много полицейских было?
— К обеспечению безопасности были привлечены очень большие силы. Наш лагерь находился в прибрежном олимпийском кластере (был ещё горный), и в нем находилось порядка одиннадцати тысяч сотрудников. У ГИБДД был отдельный лагерь на полторы тысячи человек. Организованы лагеря были по образцу воинских частей: сборные трёхэтажные казармы, большие шатры столовых.
— На соревнования в качестве болельщика удалось попасть?
— Да. Нам командование выдавало некоторое количество билетов. Кто не был задействован на службе в эти дни, мог сходить, посмотреть на соревнования. Я сходил на хоккейный матч Австрия-Норвегия. Некоторые ребята сами покупали билеты — руководство на этот счёт сделало объявление, что для посещения соревнований сотрудников освобождают от службы. Это и понятно: ты вроде как отдыхаешь, но при этом находишься в толпе болельщиков и всё равно стараешься посматривать по сторонам. Мне не довелось, а так у нас полицейские и на открытие, и на закрытие олимпиады попали. Там буквально пришли, в кого поближе ткнули пальцем — ты, ты и ты. Посадили на трибунах в определенных местах, поручив следить за своим сектором. То есть, опять же, и служебные обязанности выполняли, и на шоу смогли посмотреть.
— С иностранными спортсменами, болельщиками пересекались?
— Мы совместно с курганскими полицейскими занимались охраной гостиниц. Группами по четыре человека: два оперативника и два бойца ППС дежурили в отелях. Я попал в «Green Hosta», полностью снятый канадцами. Задача была предотвратить любые несанкционированные действия в отношении проживающих. Имели связь со специальными оперативными группами, которые могли по нашему обращению быстро отреагировать. Общения особого с постояльцами не предполагалось, поэтому даже не могу сказать, спортсмены это были или группа поддержки. У нас у каждого были специальные разговорники, с помощью которых мы могли ответить на вопросы иностранцев, разговаривающих на немецком, английском и французском языках. На бытовые вопросы отвечали, здоровались. А так чтобы в какую-то полемику с ними вступать или вести доверительные беседы — этого не было. Конфликтов не возникало, к нам канадцы относились весьма дружелюбно. При этом не везде было одинаковое отношение.
Были так называемые «Дома болельщиков». В швейцарский, корейский можно было свободно зайти, ознакомиться с фотографиями спортсменов, их биографиями. При этом та же Канада и США почему-то вход в такие дома разрешали только для своих граждан. Несмотря на улыбки в телевизоре, определенный негатив от американцев чувствовался. Вы же помните — на открытии наша сборная выходила под песню «Нас не догонят». А поначалу не очень удачно мы шли по медалям, американцы нас обходили. Так они у себя в доме болельщиков очень громко включали эту композицию — полагаю, с этакой издевкой. А так конфликтов между спортсменами разных стран, болельщиками не было, все вели себя вполне дружелюбно. На том же хоккейном матче австрийские болельщики легко откликнулись на просьбу с ними сфотографироваться.
— Что дала поездка в профессиональном и личном плане?
— Хочу отметить, что я там работал не по прямому своему профилю (на тот момент по штатному расписанию я занимал должность оперуполномоченного в Сарове) — к оперативной работе меня не привлекали. Безусловно отдельные элементы присутствовали: и персонал мы опрашивали, и наблюдали негласно, но в основном занимались охраной правопорядка.
Поэтому в профессиональном аспекте хотелось бы отметить некое ноу-хау российское. Впервые в мировой практике был использован так называемый паспорт болельщика. Эту идею уже и корейцы взяли в проработку — в преддверии следующей олимпиады, которая пройдет у них.
— Что за паспорт?
— Смотрите, весь персонал, обслуживающий олимпиаду, и мы, сотрудники полиции, имели специальные бейджи. На входе в олимпийские объекты прикладывали их к считывающему устройству, проходили рамку металлоискатели и личный досмотр. Эти бейджи, естественно, получили те люди, которые ещё перед поездкой на олимпиаду были проверены по всем базам. То есть, неблагонадежные люди такой бедйдж получить не могли.
А взять болельщиков: они приехали, разместились и пошли покупать билет. Их заранее проверить не было никакой возможности. Так вот, о ноу-хау. Пришел человек покупать билет, предъявил своё удостоверение личности, на основе которого ему изготавливают паспорт болельщика. А все данные отправляются в соответствующие органы, занимающиеся проверкой. Эта проверка осуществляется в тот промежуток времени, который проходит между покупкой билета и, собственно, началом того спортивного мероприятия, на которое болельщик купил билет. Так и получается, что человек с билетом и паспортом болельщика пришёл на пропускной пункт, желая посмотреть соревнования — а ему «красный свет». Значит, где-то «засветился» как неблагонадежный: судимости имеются, состоит в секте какой-то или террористической организации. Несколько сот человек таким образом не смогли попасть на соревнования.
Вот такая беседа получилась. По существу. Добавлю только, что наблюдать за ситуацией на дорогах ездил от нашего ГИБДД в Сочи уже известный «Колючему Сарову» Михаил Кондрахин. Можем гордиться — в том, что олимпиада прошла гладко и без эксцессов есть заслуга и тех, кто живёт рядом и охраняет наш покой.
Фотографии, не вошедшие в заметку
// Все фото предоставлены сотрудниками МУ МВД России по ЗАТО Саров






KOSS