Православно и противопожарно
 Пожарные все время получают столько похвалы, что совершенно непонятно, как вам рассказать новую историю и не скатиться к оборотам в духе «они не работают, а самоотверженно служат». Оказывается, можно и с новой стороны посмотреть на огнеборцев. Как вам пожарные в юбках? А в очень длинных юбках? Заинтригованы? Тогда начнем.
Пожарные все время получают столько похвалы, что совершенно непонятно, как вам рассказать новую историю и не скатиться к оборотам в духе «они не работают, а самоотверженно служат». Оказывается, можно и с новой стороны посмотреть на огнеборцев. Как вам пожарные в юбках? А в очень длинных юбках? Заинтригованы? Тогда начнем.
Дело все в том, что мы еще раз съездили в Дивеево, нашли там женщин-пожарных, и молчать про это совершенно невозможно. Встретиться с девушками мы пытались несколько месяцев, и в конце концов приняли волевое решение назначить интервью на конец октября. Я слабо верила в силу устных договоренностей, но несколько дней назад нашла себя в слабоосвещенном дивеевском храме, еще закрытом для посетителей. По обе стороны от меня стояли первые в России представительницы женской пожарной части, и мы наконец-то могли говорить откровенно.
«На самом деле наша основная задача — профилактика пожаров, а не их тушение. Конечно, мы готовы к чрезвычайным ситуациям и сможем вовремя среагировать, просто на помощь нам обязательно приедут коллеги из соседних частей. — говорит Ирина Фотеева.
Профилактика пожаров — это вообще очень расплывчатое понятие, но на самом деле в него входят десятки задач. Мы занимаемся тем, что учим монахинь правильно себя вести в случае возгорания, проводим плановые эвакуации, организуем тренировки (например, показываем, как пользоваться огнетушителем). Во время мероприятий именно мы обеспечиваем пожарную безопасность — дежурим даже во время служб и периодически обследуем храмы.
У работы нашего пожарного поста немало особенностей. Главная, наверное, в специфике объекта, к которому мы прикреплены — в монастыре царит собственная атмосфера. Если в Сарове не только пожарные, но и многие жители знакомы с порядком действий в случае ЧС, то здесь этому не придают значения. Наша задача ситуацию исправить."
Тут стоит сказать, что первое в стране подразделение пожарной охраны, состоящее исключительно из женщин, появилось лишь недавно: в 2014 году. Хоть оно и подчиняется саровскому спецуправлению, но базируется на постоянной основе именно в Дивееве, у самых стен монастыря.
Если бы к территории поста был адекватный проезд, а не то, что там сейчас (непрозрачный намек для администрации), то я бы сказала, что о девушках непревзойденно заботятся. Из интересного — специально для них сшили уникальную и единственную в своем роде форму: голубые платья и платки с эмблемой монастыря (ходить с непокрытой головой запрещено даже огнеборцам).
«С монахинями мы стараемся формировать дружеские отношения, потому что главное для нас — вызвать у них интерес к делу, которым мы занимаемся. Практика показывает, что нам как женщинам проще с ними работать, потому что мы можем проникнуть в любое место монастыря. Здесь есть отдельная служба охраны, состоящая из мужчин, но им запрещен проход в отдельно взятые помещения — например, в кельи. А за ними ведь тоже нужно следить.»
Про местную охрану разговор особый. Ребята работают в четыре смены, но все равно согласились на организацию добровольных дружин. Пожарные обучили их основным действиям в случае возгорания, поэтому теперь любой работник монастыря сможет грамотно среагировать. В их распоряжении лишь первичные средства — огнетушители, но у каждого есть рации, поэтому эвакуация уж точно будет проведена быстро и эффективно.
Я уже писала про свои ощущения от Дивеева, поэтому в ходе всей нашей беседы пыталась понять, как молодым и нерелигиозным женщинам удается работать в той атмосфере. Лихорадочно примеряла на себя их задачи и совершенно четко понимала: я бы не выдержала. Мои собеседницы над этими выводами посмеивались, но в итоге признали: люди бывают разные, и в их практике накопилось уже немало курьезных ситуаций.
«Работа здесь учит многому, например — речевым оборотам, которые в мирской жизни просто неприменимы. Вместе „здравствуйте“ монахини говорят „благослови“, „спасибо“ — это „спаси господи“, „до свидания“ — „ангел хранителя“. Волей-неволей все это запоминаешь и учишь, потому что иначе просто не уследишь за происходящим. Служительницы здесь не открывают двери по стуку, они ждут молитвы. К этому привыкнуть вообще невозможно, лучше просто не стучать».
Дивеевский монастырь — это практически отдельное государство. Там есть собственный дом престарелых, свои школы, производство, столярная мастерская, сварочный цех, спортивный комплекс, жилые зоны и гостиницы. В общем-то, это совершенно самодостаточное место, которое уж точно не пропадет. Однако, на праздники в монастыре собираются тысячи верующих со всей России, а это уже совершенно иной уровень ответственности. Произойти может все, что угодно, и именно саровские девушки держат ситуацию под контролем. Чем не повод гордиться?
 
                

 
				       
 
				       















 
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
            
 
                         
                         
                         
                        
NSV