Сахарный психоз

Ещё вчера слово «сахар» не вызывало почти никаких эмоций. Кроме, разве что, сентиментальных. Бабушка насыпала его в стакан перед тем, как вмешать тесто. За окном ветер путался в летних листьях, и пахло хлебом
***
Теперь вслед за «сахаром» всплывают такие слова, как «дефицит», «голод», «нищета». Впрочем, последние три слова — страшная память наших стариков. Но и в нас они так крепко обосновались (вместе с этим сахаром), что мы уже и верим себе: ничего хорошего не жди. Сахара-то нет.
Психиатр Владимир Бехтерев в книжке «Роль внушения в общественной жизни» писал о такой штуке, как «эмоциональное кружение» или «эмоциональная циркуляция». Оно часто происходит, когда люди объединяются вокруг эмоционально насыщенной информации.
Эмоция ходит по кругу (циркулирует) и благодаря этому становится всё сильнее. Циркулировать может веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие). Также циркулируют и более опасные эмоции, такие как страх, ярость 
Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Личный опыт, индивидуальная воля, здравый смысл — всё это неважно. Человек чувствует и реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: включаются низшие, примитивные пласты психики.
Интересный эксперимент провёл зоопсихолог К. Лоренц. Он удалил передний мозг у рыбы, принадлежащей к виду речных гольянов. Возвращенная в стаю, она почти ничем не отличалась от остальных, но перестала реагировать на поведение сородичей. Она двигалась, повинуясь только собственным внутренним импульсам — «и, представьте себе, вся стая плыла следом. Искалеченное животное как раз из-за своего дефекта стало несомненным лидером».
Конечно, циркуляция — это не всегда плохо: она бодрит нас на тренировках, будоражит на рок-концертах. Радует на застольях, когда какой-нибудь пьяный дядя Петя несёт благостную чушь, а потом с воплем «за встречу!» вытягивает в воздух бокал, как флаг. Но, превысив оптимальную меру, она оборачивает группу в отчаянную толпу.
В период социальной напряжённости такое эмоциональное заражение процветает. Когда настроение ни к чёрту, а нервы расшатаны, человек становится внушаемым. Например, когда в XIV веке Европу охватила «чёрная смерть», унесшая более 20 миллионов жизней, измождённые люди отмечали праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Немецкий историк Джастас Хеккер пишет о массовом психозе, когда люди в процессе своих судорожных танцев теряли всякую адекватность и напоминали эпилептиков. Теперь в клинической психологии есть даже синдром «пляски Святого Витта».
***
Так что, когда одни (в наше непростое время) в страхе дефицита стали ломиться в супермаркеты и скупать крупы и сахар, спокойствие других было недолгим. Эти другие, на следующий день, обратившись к полкам и обнаружив их пустыми, изрядно занервничали. Днём позже ситуация не облегчилась, и манифесты первых о грядущем дефиците зазвучали ещё правдоподобнее. За исключением того, что они сами этот дефицит и создали.
А компаниям грех на этом не подзаработать, задрав цены.
Как подчёркивает Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», «резкий скачок цен произошёл из-за покупательского ажиотажа и, соответственно, дефицита товара на полках, но он носит искусственный характер. За последние годы нам удалось нарастить обороты по производству сахара, поэтому дальнейшего дефицита и, соответственно, повышения цен не предвидится».
Минпромторг заявил, что, несмотря на то, что производители сахара выполняют взятые на себя обязательства, имеют место случаи недобросовестной работы посредников-фасовщиков, которые придерживают у себя сахар. Ведомство собрало список таких организаций и передало его в ФАС.
Кроме того, первый вице-премьер Андрей Белоусов дал Минпромторгу и Минсельхозу поручение провести встречи с производителями сахара и торговыми сетями, чтобы «выявить звено в единой цепочке поставок, на котором происходит значительное завышение цен на сахарный песок».
Вообще страна потребляет 5,8 млн тонн сахара в год, а 70 заводов в России производят 6 млн тонн, так что за последние годы скопились запасы. Плюс ко всему, правительство запретило экспорт до 31 августа, так что все они останутся в стране.
А пока мы ждём, когда пройдёт сахарное безумие, можно кушать фрукты и, наконец, сесть на диету, чтобы похудеть к лету. Или о чём мы там все мечтаем? Или о чём мечтаешь именно ты?
 
                

 
				       
 
				        
				       






 
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
            
 
                         
                        
Shihkin