Хроники капитального ремонта. Часть IV, финальная
В начале этой, как я подозреваю, итоговой заметки по данной теме хотелось бы немного отвлечься. Дело в том, что есть люди, при прочтении моих заметок забывающие о том, что я в своей не депутатской жизни работаю в СМИ.
Поэтому стоит рассказать о том, что классическая журналистика призвана отвечать на вопросы «Что? Где? Когда? По какой причине?». Забывая этот простой тезис, читатель нередко вкладывает уже свою эмоциональную окраску в тексты, написанные исключительно с целью рассказать о происходящем вне поля зрения среднего читателя.
Предыщущие части: часть I, часть II, часть III.
Опубликованные мной статьи цикла «Хроники ремонта», посвящённого проведению первого в истории города капитального ремонта многоквартирного дома по региональной программе, время от времени вызывали опредёленную реакцию читающих. За холодными строками описания происходящих процессов некоторые из них видели попытки «сгладить углы», «лакировать действительность» и «замолчать проблемы».
На самом же деле я холодно и беспристрастно описывал происходящие в доме 19 по улице Александровича в рамках капитального ремонта этого дома. Как говорится, за что купил, за то и продал. Ориентируясь на то, что мне рассказывали участники процесса, я, по сути, протоколировал все этапы ремонта и тщательно пересказывал читателям.
Сегодня же, когда первый в городе опыт капитального ремонта, я готов выключить в себе этого самого холодного журналиста и включить депутата, горожанина и просто жителя Сарова. Завершая цикл «Хроники ремонта» выскажу субъективное отношение к тому, как проходил первый капитальный ремонт, и что нас ожидает на следующих домах.
Я очень далёк от заявлений вроде «в этой стране…». Люди везде одинаковые, поэтому, как мне представляется по рассказам живущих «за бугром», подобный подход — он общий для всех разумных существ на планете Земля. Принцип простой: главное — ввязаться в драку, а там бог поможет Англии.
Поэтому иллюзий насчёт старта программы у меня не было. Я прекрасно понимал, что реализация программы капитального ремонта на территории нашей необъятной на самом старте выльется в замечательнейший и всепоглощающий сумбур из денег, подрядчиков, плохо составленных проектов, неполных смет, откровенного воровства и злоупотреблений, глупейших просчётов и нервотрёпки для всех участников.
Так, собственно и получилось. Начать с того, что стартовал ремонт первого дома, считай, через год после планируемого срока. Оно и понятно: огромная область, и всем этим, по идее законотворцев, должно заправлять одно конкретное учреждение — Фонд капитального ремонта. И делать это, что характерно, на пустом месте, без какого-либо опыта.
Так и вышло, что проектанты, нанятые фондом, судя по всему, на конкретные дома и не выезжали — делали документацию и сметы по имеющимся типовым проектам домов и явно «в прикидку».
Жители со своей стороны с проектами ознакомились весьма поверхностно. Оно тоже понятно: странно ожидать от обычного жителя МКД глубоких познаний в строительной сфере. В итоге, когда ремонт начался, отдельные граждане слегка офонарели от тех проектных решений, которые им были предложены.
Пошли массовые отказы от проведения работ в квартирах. Мизерные суммы, заложенные на восстановительный ремонт внутри квартир собственников, не давали возможности качественно воссоздать все эти замечательные «евроремонты».
Я уж не говорю про тех, кто уже сам, без согласованного проекта, прятал коммуникации под плитку, менял радиаторы и ставил не подходящую для наших сетей сантехнику. Такие просто грудью вставали на входе в квартиру и жёстко заявляли: «Не пущу!»
Кто-то из собственников не знает жилищное законодательство, а кто-то просто превратно его толкует — это тоже не добавляло конструктива в диалог жителей и подрядной организации.
Над всем этим, вроде бы, должна «парить» администрация города. Но и тут «кривая схема»: ФКР готов передать на места функции технического заказчика, а вот денег к этому приложить не готов. Как оплачивать труд всех этих сметчиков, техников, юристов и экономистов?
Управляющая компания тоже дистанцируется по понятной причине. Её епархия — текущее обслуживание дома, а капитальный ремонт — извините. Денег на это жители не перечисляли, они в ФКР их платили. Вот пусть областной оператор и занимается.
Подрядчик же, жестко загнанный в договорные сроки, вынужден крутиться как ужаленный, на ходу «дорабатывая напильником» то, что ему нарисовали в проекте. Чуть не в еженедельном режиме наезжая в офис ФКР, где на него смотрят красными, полными неузнавания, глазами. За дверью меж тем очередь из таких вот представителей подрядных организаций со всей области. Кому трубы «не той системы» нарисовали, кому краску на фасад для внутренних работ без подготовки основания в смете обозначили.
А на всё это с нарастающим отчаянием и лёгким злорадством в стиле «а мы так и думали» смотрят присыпанные цементной пылью собственники дома 19 по улице Александровича, уже, судя по всему, согласные на все — лишь бы ремонт побыстрее закончился.
Не добавляют оптимизма и сообщения в СМИ о судебных решениях в отношении ФКР. То конкурсные мероприятия некорректно проведут, то «на обслуживание» работы фонда денег выпишут порядочно.
Исходя из вышеизложенного, такая моя вам будет эмоциональная оценка: даже со свойственным мне оптимизмом не возьмусь предположить, в какой срок выльется «допиливание» этой чудесной программы капитального ремонта. Думаю, лет пять-семь мы скучать не будем. А будем, сжав зубы, переживать эти самые ремонты, сравнимые со стихийным бедствием.
 
                

 
				       
 
				        
				       



 
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
                
             
            
 
                         
                         
                         
                        
X3